Состоялось первая экспертная сессия по обсуждению руководства («коробочного решения») по созданию в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ, дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан
Экспертный семинар прошел при поддержке Агентства стратегических инициатив на площадке «Точки кипения» МГППУ, а также в дистанционном формате (перейти к просмотру видео).
В семинаре приняло участие более 250 экспертов из числа руководителей образовательных организаций, педагогов, классных руководителей, специалистов психологических служб школ, представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, представителей организаций высшего и дополнительного профессионального образования и др.
Открывая семинар, проректор по воспитательной и социальной работе МГППУ О.В. Вихристюк поблагодарила Агентство стратегических инициатив за внимание к проблеме работы с детьми с особыми образовательными потребностями, отметила результат работы авторского коллектива, который подготовил проект руководства, представляющий собой единое решение, учитывающий интересы всех субъектов образовательного процесса:
«Руководство включает раздел, описывающий нормативно-правовые акты, регулирующие работу с детьми с особыми образовательными потребностями, рекомендации для учителей, педагогов-психологов, родительского сообщества. Технологии, представленные в руководстве, позволяют формировать среду, необходимую для того, чтобы ребенок чувствовал себя в школе более комфортно и безопасно».
Модератор обсуждения исполнительный директор Федерации психологов образования России О.И. Леонова осветила вопросы и положения, которые были взяты за основу при подготовке Руководства: запросы, поступающие от родителей обучающихся, не имеющих статуса ОВЗ, которым необходимо особое внимание в связи с высоким риском уязвимости; положения основополагающих документов в сфере образования (в том числе Указ Президента РФ "О национальных целях Развития Российской Федерации на период до 2030 года, федеральные проекты "Современная школа", "Успех каждого ребенка" Национального проекта "Образование", Концепции определяющие характеристики дружелюбной среды), результаты исследования Высшей школы экономики по анализу актуального состояния и перспектив создания дружелюбной образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями, концепции и подходы отечественных научных школ, развивающих вопросы создания благоприятных условий образования, специальных условий обучения для детей с особенностями здоровья и развития; профессиональные стандарты работников образования и их требования к развитию профессиональных и межпрофессиональных компетенций (позволяющих работать в команде), анализ трудностей в обучении у разных категорий детей; методических характер руководства, образцы коробочных решений, встраиваемость руководства в образовательный процесс в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и др.
Обсуждая особенности работы с детьми из семей иностранных граждан, участники семинара отметили разнородность данной группы детей, сложности включения семей мигрантов в образовательный процесс и внеучебную деятельность.
«Самая многочисленная группа детей, с которой сталкиваются педагоги в школах – это те дети, которые уже имеют российское гражданство, но являются детьми мигрантов, то есть дети с миграционной историей. Это дети, требующие особого внимания: у них есть гражданство, но они все еще не говорят на русском языке, не социализированы и испытывают очень большие трудности в образовательной системе» - поясняет М.Л. Солдатенкова, заместитель руководителя Федерального координационного ресурсного центра по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в Российской Федерации.
По мнению экспертов (Куликова Т.И., Степанова Н.А., Плаксина Е.Б.), руководство задает основные векторы создания дружелюбной образовательной среды для детей-инофонов, детей-билингвов, испытывающих трудности в социальной адаптации.
"Решение задачи оказания адресной помощи детям из семей иностранных граждан, недостаточно владеющих русским языком, представлено в руководстве широким спектром психолого-педагогических технологий и практик, прошедших профессиональную экспертизу и направленных на работу с проблемой социальной интеграции данной категории детей в образовательную среде" (Т.И. Куликова, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»)
Практическая направленность руководства, описание кейсов, алгоритмов работы с детьми, включение в содержание технологий и программ, прошедших профессиональную экспертизу, позволяет учителю, педагогу-психологу, логопеду эффективно оказывать адресную помощь детям из семей иностранных граждан, сталкивающихся с языковой и социокультурной дезадаптацией.
Е.Б. Плаксина рассказала о представленном в руководстве системном подходе к решению данной задачи, требующем слаженной работы руководителя школы, педагогического коллектива, психологической службы, родителей детей-мигрантов, а также позитивном опыте реализации описанных требований в некоторых образовательных организациях Свердловской области.
Отдельной темой для обсуждения на семинаре стала проблема буллинга в образовательной организации (Волкова Е.Н., Ермолаева А.В.).
«Поскольку буллинг является групповым процессом, включающим обидчика, жертву, помощников, свидетелей и других участников, то необходим консолидированный ответ. И здесь очень важна командная работа участников образовательного процесса, междисциплинарное взаимодействие — это обязательное условие профилактики буллинга, один психолог не сможет разобраться с этой проблемой. В руководстве представлена междисциплинарная модель взаимодействия, а также алгоритм мероприятий по профилактике буллинга в образовательной организации», - отмечает Елена Николаевна Волкова, доктор психологических наук, директор Научно-образовательного центра «Психология одаренных детей и подростков» Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.
В своем выступлении Т.И. Шульга обозначила необходимость включения в Руководство описания механизмов вовлечения и поддержки семьи в процесс социализации, выбора жизненного пути, формирования мировоззрения и субъективного благополучия ребёнка, личностных результатов, обучающихся на основе развития их самосознания, самоопределения, смыслообразования и морально-этической ориентации, и для этого предложить типовые алгоритмы профессиональных задач педагогических работников, дополнить перечень рекомендуемых психодиагностических методик. Эксперт апробации Н.В. Шляпцева подчеркнула, что Руководство решает поставленные задачи, при этом также существует запрос педагогического сообщества на методическую поддержку дошкольной ступени образования.
Эксперты Ульянина О.А., Криворучко Т.В., принимавшие участие в семинаре, отметили безусловную актуальность руководства как ответ на запрос родительского сообщества на создание в школе дружелюбной среды для детей, не имеющих статуса «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», но требующих повышенного внимания в связи с высоким риском уязвимости.
В Руководстве обоснован и подробно применяется не только многоуровневость системы профилактики и комплексный подход в деятельности специалистов и родителей, но учет внутренних и внешних факторов, что позволило распределить уровень ответственности и определить алгоритмы работы педагогических работников. Для психологов системы образования представлены методические инструкции по просветительской, консультационной, диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей и реабилитационной работы с детьми из семей иностранных граждан. - отметила О.А. Ульянина.
Руководство дает возможность каждому педагогическому работнику понимать, что он делает для создания дружелюбной среды в школе и для чего он нужен при работе с детьми из семей иностранных граждан. Это интересная работа научить детей-мигрантов, не говорящих на русском языке, привить у них уважение к культуре, создать ситуации успеха, научить адекватно использовать знания в процессе общения, подчеркнула Т.В. Криворучко.
В завершении экспертной сессии эксперт Криворучко Т.В. выступила с предложениями о подготовке пособий и отборе лучших практик (планов и сценариев) педагогической, психолого-педагогической работы в соответствии с положениями разработанного Руководства, Солдатенкова М.Л. ответила на вопросы участников апробации, Куликова Т.И. отметила, что Руководство позволит подготовить новое поколение педагогов.
Федерация психологов образования России и МГППУ выражают благодарность экспертам обсуждения
Солдатенкова Марина Леонидовна, заместитель руководителя Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан | Специальные образовательные условия организации дружелюбной образовательной среды для детей из семей иностранных граждан (презентация руководства) |
Благодарность Солдатенковой М.Л.
|
Куликова Татьяна Ивановна, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» Степанова Наталия Анатольевна |
Психолого-педагогическое сопровождение детей из семей иностранных граждан в рамках создания дружелюбной образовательной среды (презентация руководства) | |
Плаксина Елена Борисовна, заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальных классах ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» |
Меры поддержки детей из семей иностранных граждан в условиях образовательной организации (презентация руководства) |
|
Волкова Елена Николаевна, Заведующий Научно-образовательным центром "Психология одаренных подростков" Мининского университета |
Организация работы по профилактике буллинга в образовательной организации как способ создания дружелюбной среды (презентация руководства) | Благодарность Волковой Е.Н. |
Ермолаева Анна Валериевна, заместитель руководителя Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации |
Алгоритм отреагирования в ситуации насилия в образовательной организации (презентация руководства) | Благодарность Ермолаевой А.В. |
Шульга Татьяна Ивановна, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии, ГОУ ВО Московский государственный областной университет Московской области |
Эксперт обсуждения Социокультурная адаптация |
Благодарность Шульга Т.И. |
Ульянина Ольга Александровна, руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации |
Эксперт обсуждения Формирование благоприятного социально-психологического климата в условиях трансформации образовательной среды |
|
Криворучко Татьяна Васильевна, заведующий сектором мониторинга и координации деятельности Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан |
Эксперт обсуждения Этапы психолого-педагогического сопровождения |
Благодарность Криворучко Т.В. |
Шляпцева Наталья Александровна, педагог-психолог МДОУ № 50 "Огонек" г. Дмитров Московской области |
Эксперт обсуждения Реализация принципа преемственности на этапах дошкольного и начального общего образования, как обязательное условие успешной адаптации к школьному обучению детей из семей иностранных граждан |
Благодарность Шляпцевой Н.А. |
Шатская Людмила Анатольевна, педагог-психолог МБОУ СОШ 38 г Воронежа | Дискуссия участников апробации Руководства | Благодарность Шатской Л.А. |
Антонова Ольга Тарасовна, педагог-психолог ГБОУ Школа №305, Лауреат Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Педагог-психолог России - 2022" | Дискуссия участников апробации Руководства | |
Минчева Ольга Сергеевна, педагог-психолог МБДОУ Детский сад комбинированного вида №12 | Дискуссия участников апробации Руководства | Благодарность Минчевой О.С. |
Морозова Ольга Анатольевна, педагог-психолог МОАУ СОШ № 5 г. Зея Амурской области | Эксперт апробации Руководства | Благодарность Морозовой О.А. |
Зеленова Ольга Анатольевна, заместитель декана по воспитательной работе ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» | Эксперт апробации Руководства | Благодарность Зеленовой О.А. |
Ковшова Елена Сергеевна, социальный педагог муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 17» г. Саров Нижегородской области | Эксперт апробации Руководства | Благодарность Ковшовой Е.С. |