Реабилитация и образование детей с ОВЗ и инвалидностью: цифровая платформа практик построения реабилитационно-образовательного пространства
Служба онлайн консультирования специалистов
Общероссийская общественная организация "Федерация психологов образования России" осуществляет консультационную поддержку специалистов по вопросам применения инновационной модели реабилитационно- образовательного пространства для детей с ОВЗ и инвалидностью.
Частые и актуальные вопросы
Вопрос от: Елена
,Сахалинская областьТема: Распределение рабочего времениОтвет эксперта:
По рабочему времени педагога-психолога нормативная документация:
⁃ Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (далее - Приказ 1601);
⁃ Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (далее - Приказ 536).
Согласно п. 2.1 Приказа 1601 Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается педагога-психологам
П. 8.1 Приказа 536 установлено, что режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учётом
выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени.
Остальное время тратится на подготовку к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчётной документации.
Продолжительность рабочего времени с детьми определена в приказе руководителя.
Подводя итоги, для нормальной работы необходимо иметь на руках приказы образовательной организации:
1. об определении количества рабочих часов, затрачиваемых на непосредственную работу с детьми. Таким образом, понимаем, сколько остается количества часов на методическую работу.
2. об определении рабочего места для выполнения методической работы (в школе или ином месте, например, дома).
С уважением,
специалисты Центра реабилитации и образования №7 города Москвы
Вопрос от: Администратор
Тема: АООПОтвет эксперта:
С уважением,
специалисты ГППЦ, эксперты Ассоциации инклюзивных школВопрос от: Администратор
Тема: нормативы по количеству обучающихсяОтвет эксперта:
Число обучающихся зависит от нескольких факторов. Во-первых, учитывается специфика нарушений речи у детей. Очевидно, что тяжелое недоразвитие речи (которое подтверждено заключением ПМПК) требует тщательной кропотливой помощи со стороны специалиста. Если же мы говорим, к примеру, о нарушениях произносительной стороны речи, то таких учеников можно объединять в мини-группы – и тем самым увеличивать количество детей, охваченных коррекционной работой. Во-вторых, если брать именно категорию обучающихся с ОВЗ, учитель-логопед обязан реализовать коррекционные курсы, предусмотренные ФГОС ОВЗ, и индивидуальные рекомендации, данные психолого-медико-педагогической комиссией. На практике, если в школе большое количество детей с тяжелыми нарушениями речи, это означает, что общее количество учеников на ставку учителя-логопеда снижается, т.к. на реализацию АООП для одного ученика уходит больше времени. В любом случае, количество детей на ставку специалиста психолого-педагогической службы может регулироваться локальной нормативно-правовой базой организации.Вопрос от: Администратор
Тема: дети с ограниченными возможностями здоровьяОтвет эксперта:
Создание специальных условий получения образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это очень серьезная и глобальная задача, решить которую не может отдельно взятый специалист. Для того, чтобы школа стала инклюзивной, необходимо поменять весь ее уклад: администрация должна подготовить кадровый состав, создать доступную среду; учителя – иметь внутреннюю установку на принятие разных детей и понимать, как адаптировать среду и программный материал под их нужды; специалистам психолого-педагогической службы - быть достаточно квалифицированными и гибкими для оказания адресной помощи детям, а также работать в тесном контакте с педагогами. Даже поведение охранников и работников столовой может существенно влиять на общую атмосферу в школе. Помимо этого, перед учреждением стоят серьезные методические задачи: необходимо разработать адаптированные основные общеобразовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты. Для некоторых детей должны быть предусмотрены возможность перехода на индивидуальный учебный план, введение особой системы оценивания, гибкого подхода к организации уроков и т.д. Соответственно, отвечать за вопросы инклюзивного образования должен специалист, способный организовать командную работу педагогического коллектива, разработать локальную нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы создания специальных условий, создать принимающую комфортную среду.Вопрос от: Администратор
Тема: ученик с задержкой психического развитияОтвет эксперта:
Планируя работу с обучающимся с ОВЗ необходимо исходить из особенностей и возможностей конкретного ребенка. Говоря об обучающихся с задержкой психического развития, необходимо учитывать, что планируемые образовательные результаты для таких детей соотносятся с результатами сверстников, обучающихся по общеобразовательным программам. В целом, содержание рабочих программ учителя-предметника не претерпит серьезных изменений, но потребуется адаптация материала под возможности ученика. Например, может появиться необходимость увеличить время выполнения заданий, заменить письменные работы тестами, разработать опорный план для устного ответа и т.п. Как понять, что именно необходимо предпринять? В первую очередь, обратиться к специалистам психолого-педагогической службы, которые обладают достаточными компетенциями для подробной психолог-педагогической диагностики и смогут выявить сильные стороны вашего нового ученика, а также те области, в которых ему потребуется помощь. Необходимо помнить, что создание специальных условий для получения образования – всегда командная работа.
Помимо вышесказанного, учителям, готовящимся обучать детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо пройти курсы повышения квалификации, освещающие вопросы инклюзивного образования.Вопрос от: Посетитель сайта
Тема: Профвыбор и Профобразование детей с ОВЗОтвет эксперта:
В ГБОУ Центр реабилитации и образования реализуется проект раннего профессионального определения и профессиональной поддержки «Шаг в будущее».
Его цель – ранняя профориентация и помощь в профессиональном самоопределении детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе со статусом «ребенок-инвалид» через знакомство с миром профессий и раскрытие внутреннего потенциала ребенка.
В рамках проекта создан специализированный кабинет профориентации, в котором проводится диагностика профессиональных предпочтений воспитанника. По результатам выстраивается индивидуальный маршрут, в рамках которого ребенок с ограничениями жизнедеятельности имеет возможность попробовать различные профессии «на вкус», изучить их основы на практике. Среди программ, работающих в Центре: салон красоты, оказание первой помощи, дизайнерская мастерская, швейная мастерская, агроклуб, кулинария, резьба по дереву. Для реализации программ используется инновационное обучающее оборудование: 3D блинница, 3D принтер, принтер для печати на фруктах.
Мы ориентируемся на востребованные в современном мире профессии, которые будут по силам ребенку с ограничениями жизнедеятельности, и благодаря которым ребенок будет твердо стоять на своих ногах. Педагоги планируют расширить количество проектов, открыв кузницу, автомастерскую, типографию.
С уважением,
Арина Миллер
ГБОУ Центр реабилитации и образования №7Вопрос от: Посетитель сайта
Тема: Инновационные арт-терапевтические методики в работе с детьми с ОВЗОтвет эксперта:
Опыт применения типс-моделирования с fischer TiP от fischertechnik в работе с детьми с ОВЗ
«- Чем мы сегодня займемся?
- Создавать удивительный мир с помощью типсов.
- Что-о-о? Чипсов?»
Этот разговор повторяется каждый раз, когда начинается занятие, на котором я планирую использовать типс-моделирование. Что ж, дети еще до знакомства с fischer TiP начинают улыбаться. Кстати, это работает для детей от 6 до 18.
Позвольте рассказать, как я использую типс-моделирование.
Так вот, fischer TiP подходит всем – варьируются только задачи.
Во-первых, типсы абсолютно безопасны, т.к. сделаны из картофельного крахмала. Ничего страшного не произойдет, если ребенок потянет яркую подушечку в рот.
Во-вторых, работать с типсами действительно очень легко. И кстати, дети интуитивно и с удовольствием ищут новые способы их применения.
В-третьих, сфера творческого применения fischer TiP практически безгранична. На первом этапе работы дети, как правило, пытаются повторить предложенный образец, но очень быстро уходят в «свободное плаванье».
Ну, и, в-четвертых, применение типсов имеет действительно обширный реабилитационный эффект: развитие мелкой моторики, абстрактного мышления, креативности, коммуникативных навыков (при использовании в группе).
Мне нравится не только использовать fischer TiP сами по себе для создания картин и фигурок, но и миксовать их с другими материалами: цветным песком, коллажем, пастелью и прочими.
в общем, после первого занятия с использованием типсов, самым частым вопросом от детей становится: когда мы снова будем играть в чипсы?
С уважением,
Арина Миллер
ГБОУ Центр реабилитации и образования №7