Сообщение об ошибке
Deprecated function: unserialize(): Passing null to parameter #1 ($data) of type string is deprecated in content_access_get_settings() (line 225 of modules/contrib/content_access/content_access.module).В МГППУ состоялась вторая экспертная сессия, посвященная апробации руководства по созданию в школе дружелюбной среды
1 ноября 2022 года общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России» совместно с Московским государственным психолого-педагогическим университетом при поддержке Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов провели на базе Точки кипения МГППУ вторую сессию экспертного семинара «Апробация руководства («коробочного решения») по созданию в школе дружелюбной среды для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан».
Открывая семинар проректор по инклюзивному образованию, директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ Светлана Владимировна Алехина отметила, что разработка руководства («коробочного решения») – высокая социальная и профессиональная ответственность, поскольку данный инструмент разработан для методической поддержки коллективов школ и будет применяться в практической деятельности специалистов системы образования. «Важно, что апробация руководства проводится на протяжении трех сессий группами экспертов, работающих в системе общего образования и имеющих опыт проектирования методических рекомендаций для системы образования».
Экспертный семинар был посвящен обсуждению степени готовности Руководства, разработке рекомендаций по его адаптации и внедрению в образовательных организациях при работе с целевой группой «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью».
Модераторы семинара исполнительный директор общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» Олеся Игоревна Леонова и декан факультета Клинической и специальной психологии МГППУ Ева Эдуардовна Артемова, а также участники апробации приступили к обсуждению с рассмотрения этапов адаптации Руководства в образовательном процессе, а также условий, необходимых для подготовки коллектива школ к его внедрению.
В руководстве обоснована модель построения дружелюбной среды в школе (модель), нормативно-правовые основания для ее реализации, которые представила директор государственного областного бюджетного учреждения «Центр «СемьЯ», председатель регионального отделения Федерации психологов образования России в Липецкой области, главный внештатный педагог-психолог Липецкой области Оксана Александровна Драганова.
Педагог, педагог-психолог, а также весь коллектив школы и административный персонал создают дружелюбную образовательную среду для детей с особыми образовательными потребностями, формируют организационную культуру принятия таких детей, отметила заместитель директора ГАОУ ДПО Калужской области «Калужский государственный институт развития образования, главный внештатный педагог-психолог Калужской области Елена Николаевна Калитько. Эксперт указала на необъемлемые условия и конкретные алгоритмы по созданию культуры, описанные в Руководстве.
По вопросам методической и административной поддержки педагогического коллектива школы выступили эксперты апробации –директора школ: директор МАОУ «Школа информационных технологий №26» г. Липецк Алексей Александрович Хорошилов и директор МБОУ «Центр образования №2 имени Короленко В.Г. с углубленным изучением иностранного языка» г. Ногинск Светлана Сергеевна Абрамова. Эксперты отметили практикоориентированность и междисциплинарность положений Руководства, четкость описания алгоритмов действий каждого из участников командного взаимодействия, обоснованность роли руководителя образовательной организации. Эксперты обратили внимание участников дискуссии на проблему дефицита компетенций у педагогов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями и необходимость повышения квалификации педагогов с целью успешного внедрения Руководства и развития психологической культуры у участников образовательного процесса.
Эксперт апробации, директор МБУ «Центр ППМСП «Содружество» г. Чебоксары Татьяна Николаевна Удина отметила, что педагоги зачастую не готовы работать с эмоционально-поведенческими нарушениями и это приводит к разным последствиям, в том числе к увеличению конфликтов между учителями, родителями и администрацией, «выдавливанию» детей из школ. Особенно это встречается, когда учителя не знакомы на достаточном уровне с особенностями синдрома дефицита внимания и гиперактивностью, проявлениями подобных нарушений, и отсутствует психологическая служба в школе.
В рамках обсуждения доцент кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ Татьяна Германовна Горячева указала на разъяснения Руководства для учителей и рекомендации для педагогов-психологов, посвященные выявлению психолого-педагогических проблем у детей с СДВГ и организации благоприятных психолого-педагогических условий развития и помощи, в том числе возможности коррекционной работы. Для лучшего понимания специалистами образовательных учреждений специфических трудностей обучающихся данной целевой группы целесообразно в дальнейшем подготовить банк лекций по проблеме диагностики СДВГ, его формах и проявлениях, отметила Татьяна Германовна.
О необходимости достижения согласованности взаимодействия основных субъектов образовательного процесса и специальных требованиях к оказываемой детям с СДВГ помощи сообщил руководитель научно-практической секции «Рефлексивно-деятельностный подход в преодолении учебных трудностей» общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ Виктор Кириллович Зарецкий. В своем выступлении, основываясь на рефлексивно-деятельностном подходе, он обосновал необходимость создания условий обучения и воспитания, которые бы формировали и укрепляли субъектную позицию по отношению учебной деятельности у школьников, а также привел примеры оказания учителем помощи детям с СДВГ в преодолении учебных трудностей, способствующей развитию детей. Председатель регионального отделения Федерации психологов образования России в Ивановской области Татьяна Петровна Непомнящая продемонстрировала возможности практического применения рефлексивно-деятельностного подхода как эффективного способа формирования дружелюбной образовательной среды для детей с СДВГ и отметила готовность Рабочей группы Федерации психологов образования России оказывать педагогам консультационную и экспертно-методическую помощь при адаптации и внедрении Руководства.
Эксперт обсуждения Удина Т.Н. подчеркнула, что в Руководстве представлен анализ практических ситуаций, позволяющий педагогам применять технологии рефлексивно-деятельностный подхода как способ индивидуализации обучения детей. При этом важной задачей внедрения Руководства должна также выступить работа по развитию коммуникативной компетентности учителей.
В качестве эффективного способа повышения коммуникативных компетенций педагогов эксперт апробации педагог-психолог Школы №11 г. Петропавловск-Камчатский Оксана Владимировна Назаренко предложила использовать механизм взаимодействия в рамках школьного психолого-педагогического консилиума, а для методической подготовки - организовывать лекции, семинары, обсуждения с опорой на практические кейсы Руководства, которые четко определяют роли каждого специалиста при разработке индивидуальной траектории развития ребенка.
Как позитивный опыт информационно-методической работы в рамках апробации Руководства экспертом Надеждой Николаевной Бурляевой (заместитель директора по инновационной деятельности МАОУ «Лицей №109» г. Екатеринбург) был отмечен Конструктор индивидуального образовательного маршрута (подробно описан в Руководстве).
Примеры развития методического сопровождения специалистов при внедрении Руководства обозначили эксперты апробации методист Центра реабилитации и образования №7 города Москвы Людмила Олеговна Лисовая и методист отдела психологического сопровождения развития детей и профессиональной ориентации ГАОУ ДПО Калужской области «Калужский государственный институт развития образования» Наталья Владимировна Евсеева. Они отметили, что формат коробочного решения отвечает задачам совершенствования у участников образовательного процесса навыков командного взаимодействия и должен быть положен в основу программ повышения квалификации для специалистов образовательных организаций, работающих с детьми с СДВГ.
Модераторы отметили, что развитию лучших практик внедрения Руководства будет содействовать Конкурс лучших управленческих практик субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, реализуемых в рамках Десятилетия детства, организатором которого выступает Агентство стратегических инициатив, а также разработка модуля по коррекционной педагогике и коррекционной психологии для программ бакалавриата по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки.
Также на семинаре эксперты обсудили вопросы развития ключевых компетенций родителей через вовлечение в образовательное пространство школы, особенности содержания участия родителей детей с СДВГ в формировании дружелюбной образовательной среды (Давиденко Алена Алексеевна, заведующий кафедрой педагогики, психологии, дополнительного и специального образования КГАУ ДПО «Камчатский ИРО», председатель регионального отделения Федерации психологов образования России в Камчатском крае). При этом участники обсуждения отметили, что особенностью работы с родителями, а также детьми с особыми образовательными потребностями является необходимость профессионального и личностного развития самих педагогов. Дополнить методический навигатор Руководства алгоритмом психолого- педагогической поддержки родителей детей с СДВГ предложили эксперты апробации директор ГБУ ДПО Самарской области «Центр специального образования» Ирина Владимировна Архангельская и заместитель директора по научной работе ГБУ ДПО Самарской области «Региональный социопсихологический центр» Любовь Александровна Карамаева.
В работе экспертного семинара приняли участие более 250 экспертов системы образования и социальной сферы из 55 субъектов Российской Федерации. Участники трансляции мероприятия (более 1000 человек) активно поддерживали дискуссию, направляли предложения и отзывы. Все участники отметили высокий уровень готовности Руководства к внедрению и выразили надежду на организацию работы по применению руководства в недалеком будущем.
Федерация психологов образования России и МГППУ выражают благодарность экспертам обсуждения
Драганова Оксана Александровна, директор государственного областного бюджетного учреждения "Центр "СемьЯ", председатель регионального отделения Федерации психологов образования России в Липецкой области, главный внештатный педагог-психолог Липецкой области | О модели построения дружелюбной среды в образовательной организации и нормативно-правовых основах ее реализации | Благодарность Драгановой О.А. |
Хорошилов Алексей Александрович Директор МАОУ Школа информационных технологий № 26 г. Липецка Абрамова Светлана Сергеевна, директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования №2 имени Короленко В.Г. с углубленным изучением иностранного языка» |
Предложения по адаптации и применению Руководства в условиях образовательной организации (в том числе, на основе опыта организации системной скоординированной работы, опыта подготовки коллетива к нововведениям) | Благодарность Хорошилову А.А. |
Зарецкий Виктор Кириллович, руководитель научно-практической секции «Рефлексивно-деятельностный подход в преодолении учебных трудностей» общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» | Средства достижения согласованности взаимодействия основных субъектов образовательного процесса при работе с детьми с СДВГ | Благодарность Зарецкому В.К. |
Удина Татьяна Николаевна, директор МБУ "Центр ППМСП "Содружество" г. Чебоксары | Предложения по адаптации и применению Руководства в практике консультационной работы с учителями, специалистами психологической службы | Благодарность Удиной Т.Л. |
Горячева Татьяна Германовна, доцент кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клиническая и специальная психология ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Непомнящая Татьяна Петровна, председатель регионального отделения Федерации психологов образования России в Ивановской области |
О выявлении психолого-педагогических проблем и организации благоприятных психолого-педагогических условий развития и помощи детям с СДВГ |
|
Лисовая Людмила Олеговна, методист ГБОУ ЦРО 7
Евсеева Наталья Владимировна, методист отдела психологического сопровождения развития детей и профессиональной ориентации ГАОУ ДПО Калужской области «Калужский государственный институт развития образования» |
Предложения по поддержке педагогических работников и адаптации положений руководства в условиях образовательной организации при работе с детьми с СДВГ | |
Давиденко Алёна Алексеевна, заведующий кафедрой педагогики, психологии, дополнительного и специального образования КГАУ ДПО «Камчатский ИРО», председатель регионального отделения Федерации психологов образования России в Камчатском крае
Сухаревская Мария Александровна, педагог-психолог муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования №2 имени Короленко В.Г. с углубленным изучением иностранного языка» |
О рекомендациях по включению родителей в формирование дружелюбной образовательной среды для обучающихся с СДВГ | |
Архангельская Ирина Владимировна, директор ГБУДПО СО «Центр специального образования»,
Карамаева Любовь Александровна, заместитель директора по научной работе ГБУДПО СО « Региональный социопсихологический центр», к.п.н. |
Пять шагов психолого- педагогической поддержки родителей детей с СДВГ в руководстве по созданию ДШС | |
Калитько Елена Николаевна, заместитель директора ГАОУ ДПО Калужской области «Калужский государственный институт развития образования», главный внештатный педагог-психолог Калужской области | Личностные ресурсы и профессиональные компетенции педагогических работников, необходимые для создания дружелюбной образовательной среды | Благодарность Калитько Е.Н. |
Пестова Ирина Васильевна, директор ГБУ СО «ЦППМСП «Ладо», Бурляева Надежда Николаевна, заместитель директора по инновационной деятельности МАОУ «Лицей №109» (г. Екатеринбург) |
Информационно-методическое сопровождение внедрения методической разработки «Конструктор индивидуальный образовательный маршрут» в образовательной деятельности | |
Грибоедова Оксана Ивановна, педагог-психолог МБУ ДО МО Плавский район | Дискуссия участников апробации Руководства | Благодарность Грибоедовой О.И. |
Антонова Ольга Тарасовна, педагог-психолог ГБОУ Школа №305 | Дискуссия участников апробации Руководства | Благодарность Антоновой О.Т. |
Ивакова Людмила Анатольевна, педагог-психолог МБУ "Центр ППМСП "Содружество г.Чебоксары" | Дискуссия участников апробации Руководства | Благодарность Иваковой Л.А. |
Зотова Елена Владимировна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МАОУ СОШ No103 муниципального образования г.Краснодар. | Эксперт апробации Руководства | Благодарность Зотовой Е.В. |
Шульга Татьяна Ивановна, профессор кафедры социальной психологии МГОУ, Член Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, член Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних | Эксперт апробации Руководства | Благодарность Шульга Т.И. |
Карпухина Елена Алексеевна, педагог-психолог, заместитель заведующего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №70» г.Тамбов | Эксперт апробации Руководства | Благодарность Карпухиной Е.А. |
Лещенко Светлана Геннадьевна, заведующий кафедрой специальной психологии ФГБОУ ВО "ТГПУ им. Л.Н. Толстого", кандидат психологических наук, учитель-логопед высшей квал. категории, доцент по специальности коррекционная психология, руководитель программы профессиональной переподготовки "Логопедия: организация и содержание работы с лицами, имеющими нарушения в развитии" | Эксперт апробации Руководства | Благодарность Лещенко С.Г. |
Яшкова Аксана Николаевна, канд. психол. наук, доцент, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева | Эксперт апробации Руководства | Благодарность Яшковой А.Н. |
Минчева Ольга Сергеевна, педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 12» г.Алексин, Тульская область | Эксперт апробации Руководства | Благодарность Минчевой О.С. |
Заякина Евгения Анатольевна, психолог ГБОУ СОШ №7 | Эксперт апробации Руководства | Благодарность Заякиной Е.А. |
Демидова Анна Леонидовна, Педагог-психолог высшей категории МБОУ СОШ No 51 г. Пензы, руководитель городского методического объединения педагогов-психологов ОУ, ДОУ, УДОД города Пензы (с 2020 г.), лектор на курсах профессиональной переподготовки психологов, логопедов в ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области» (с 2018 г.) |
Эксперт апробации Руководства | Благодарность Демидовой А.Л. |
Улыбышева Ирина Николаевна, директор ГБОУ СОШ №14 г. Севастополя | Эксперт апробации Руководства | Благодарность Улыбышевой И.Н. |
Улан Виктория Александровна, педагог-психолог ГБОУ СОШ №14 г. Севастополя | Эксперт апробации Руководства | Благодарность Улан В.А. |
Котко Татьяна Петровна, педагог-психолог ГБДОУ города Севастополя "Детский сад №27" | Эксперт апробации Руководства | Благодарность Котко Т.П. |
Зотимова Мария Павловна, методист-психолог Управления образования и молодежной политики администрации г.о. Воротынский Нижегородской области |
Эксперт апробации Руководства | Благодарность Зотимовой М.П. |
Ткачёва Елена Викторовна, педагог-психолог МАОУ СОШ №48 г. Улан-Удэ | Эксперт апробации Руководства | Благодарность Ткачёвой Е.В. |
Березовская Наталья Васильевна, педагог-психолог МБОУ СОШ №20 г.Белгорода | Эксперт апробации Руководства | Благодарность Березовской Н.В. |
Баравкова Марина Михайловна, педагог-психолог МБОУ СОШ №2 г. Вяземского (Хабаровский край) | Эксперт апробации Руководства | Благодарность Баравковой М.М. |
Башлай Эльвира Хамзеевна, научный сотрудник лаборатории воспитания и профилактики асоциального поведения ГАОУ ДПО "Институт развития образования Республики Татарстан" | Эксперт апробации Руководства | Благодарность Башлай Э.Х. |
Кравцева Марина Геннадьевна, педагог-психолог МБОУ Саввино-Каринская СОШ | Эксперт апробации Руководства | Благодарность Кравцевой М.Г. |
Зотова Елена Владимировна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МАОУ СОШ No103 муниципального образования г.Краснодар |
Эксперт апробации Руководства | Благодарность Зотовой Е.В. |
Чумаков Михаил Владиславович, заведующий кафедрой психологии ФГБОУ ВО "Курганский государственный университет", доктор психологических наук | Эксперт апробации Руководства | Благодарность Чумакову М.В. |
Вложение | Размер |
---|---|
Программа экспертной сессии 1 ноября 2022.docx | 29.64 КБ |


