Программа психолого-педагогической профилактики девиантного поведения детей и подростков "Путь к себе"
Данная профилактическая психолого-педагогическая программа имеет практическую значимость, так как предназначена для работы педагога-психолога с социально и педагогически запущенными детьми и подростками, имеющими девиантные формы поведения и непсихотические виды дезадаптационных реакций. Также эта программа включает в себя работу школьного психолога с педагогами школы. Её целью является овладение ими конкретными психологическими навыками общения с подростками, которые позволяют учителям демонстрировать принятие и понимание детей с разными психологическими особенностями, учитывать эти особенности в общении с ними, успешно решать проблемы дисциплины с детьми, имеющими девиантное поведение.
Подробная информация
запущенные дети, подростки с девиантным поведением и непсихотическими
видами дезадаптационных реакций, а также работающие с ними педагоги
школы (учителя-предметники, классные руководители, организаторы
внеклассного досуга).
общеобразовательная школа №3 г.Мамадыш» Республики Татарстан в
течение последних трех лет. Она предназначена для профилактической
работы педагога-психолога с девиантными подростками, имеющими
деструктивные формы поведения, а также для психологического
просвещения педагогов школы, обучающих этих детей.
Семья:
Наличие аддиктивного поведения родителей, алкоголизм или наркомания родителей. Созависимые отношения в семье. Проблемы семейного насилия, отсутствия позитивной ролевой модели. Низкий образовательный и культурный уровень семьи, маргинальная семья.
Для нехимических аддикций характерны (часть при внешнем благополучии) различные семейные дисфункции, нарушения стиля семейного воспитания (попустительство, гиперопека, противоречивость требований), нарушения привязанности, отсутствие доверия и теплоты в отношениях). Травмирующие события в семье, насилие по отношению к ребенку вне семьи.
Школа:
Негативный школьный климат, высокая конкурентность, стресс, неспособность соответствовать требованиям школы к интеллектуальному развитию обучающихся, небезопасная среда, отвержение со стороны учителей и одноклассников, социальное неравенство, отсутствие или неэффективность мер профилактики аддиктивного поведения. Случаи распространения ПАВ в школьной среде.
Территория:
Особенности социальной инфраструктуры, с низким уровнем общей культуры или неблагоприятной обстановкой с употреблением ПАВ и высоким уровнем алкоголизма.
Мода на употребление наркотических средств и психотропных веществ (НСПВ), особенно так называемых «легких» наркотиков, наличие особой субкультуры в молодежной среде.
Нехимические аддикции более часты в мегаполисах и городах с хорошими техническими интернет ресурсами
Целью программы является профилактика и коррекция девиантного поведения школьников, а именно помощь в осознании форм собственного поведения; развитие личностных ресурсов и стратегий с целью адаптации к требованиям среды и изменения дезадаптивных форм поведения на адаптивные. Также реализация данной программы позволит достигнуть цель обучения подростков здоровому жизненному стилю и формированию стрессоустойчивой и социально адаптированной личности.
1.Формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие. Формирование у человека позитивного отношения к окружающему миру, желания вести здоровый
образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями злоупотребления психоактивными веществами.
2.Формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.
У каждого человека должна быть возможность поделиться своими бедами,
печалями, радостями, ощутить поддержку «значимого другого». Поэтому
важно научить школьников социально-поддерживающему поведению,
мотивировать их на оказание помощи родным и близким, активизировать их
ресурсы для поиска поддержки в случае необходимости.
3.Развитие протективных факторов здорового и социально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий у школьников. Подросток, эффективно использующий поведенческие стратегии, имеющий социально-поддерживающее окружение, успешно использующий копинг-ресурсы, оказывается более защищенным
перед лицом стрессовых факторов. В этом случае уменьшается вероятность
употребления ими наркотиков.
4.Формирование знаний и навыков в области противодействия употреблению наркотиков и других психоактивных веществ у детей, родителей и учителей. Информирование подростка о действии и
последствиях злоупотребления психоактивными веществами в сочетании с развитием стратегий и навыков адаптивных форм поведения помогают
сформировать у него образ жизни, способствующий здоровью.
5.Формирование мотивации на изменение дезадаптивных форм поведения. Эта работа проводится с подростками «группы риска» и членами их семей. Для того, чтобы подросток с аддиктивным поведением захотел изменить свое поведение, необходимо сформировать у него желание, мотивацию на изменение.
6.Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные. Подросток должен понять, что деструктивность его поведения мешает ему нормально жить, разрушает и уничтожает его. Для этого необходимо осознать свои реальные чувства, преодолеть те психологические защиты, которые личность
выстраивает для ухода от решения проблем, осознать свои поведенческие проявления и захотеть изменить их на более адекватные формы поведения.
7.Формирование и развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых. Подросток, как и любой человек, должен иметь возможность получить помощь социально-поддерживающего окружения.
Поэтому, если у него нет естественных социально-поддерживающих сетей, необходимо искусственно создать структуры, которые могут оказывать поддержку.
8.Поощрение стремления подростков к прекращению употребления психоактивных веществ и минимизация вреда от такого употребления. Эта работа проводится в случае употребления и единичных проб наркотиков.
Усилия направляются на формирование у подростка желания уменьшить и прекратить их употребление.
Качественные критерии:
-выраженное изменение деструктивных форм поведения подростков на
адаптивные (улучшение взаимоотношений со сверстниками, родителями и
педагогами, прекращение или минимизация прогулов школьных занятий,
участие в социально активных и творческих видах деятельности);
-выраженная деятельность подростков по самооздоровлению (отказ или
попытки отказаться от вредных привычек, занятия в спортивных секциях,
стремление придерживаться норм правильного питания и т.д.);
-выраженная готовность подростков активно противостоять негативным
воздействиям среды;
-сформированность в школе эффективной социально поддерживающей среды
в виде участников программы, педагогов школы, сверстников;
-наличие у подростков способности использовать личностные и внешние
ресурсы как способа совладания со стрессом;
-наличие у педагогов способности брать на себя ответственность за качество
взаимоотношений с подростками, в том числе и девиантными;
-освоение и внедрение педагогами психотехнических приёмов в процесс
взаимодействия с подростками.
Количественные критерии:
-уменьшение количества подростков с девиантным поведением;
-снижение уровня агрессивности, раздражительности и негативизма по
показателям опросника подростковой агрессивности Басс-Дарки;
- снижение форм дезадаптированного поведения по карте наблюдений
Д.Стотта;
-снижение симптомов дифиссильности по критериям Шюрера-Смекала;
-повышение показателей уровня социального развития подростков по
диагностическому листу Беличевой С.А.