4 декабря в рамках Международного форума «ИНКЛЮЗИЯ ЭКСПО. Реабилитация. Доступная среда. Ассистивные технологии», который проводился при поддержке: Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думы ФС РФ, Министерства здравоохранения РФ, Министерства просвещения РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Ростуризма, ФСС РФ, Федерального фонда ОМС, ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты РФ, Всероссийского общества инвалидов, Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, Департамента здравоохранения города Москвы, Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, Ассоциации «Росмедпром», Национальной медицинской палаты, Национальной курортной ассоциации, Добровольного физкультурного союза, Национального совета медицинского туризма, Национального центра развития движения «Абилимпикс», РАСМИРБИ, «ОПОРА РОССИИ», Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, под патронатом ТПП РФ состоялась секция «Социальная и образовательная инклюзия лиц с особыми образовательными потребностями на всех уровнях образования».
Партнерами проведения секции стали: Ассоциация инклюзивных школ, Ассоциация инклюзивных вузов, Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ФГБОУ ВО МГППУ, Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Руководил секцией президент АИВ, президент ФГБОУ ВО МГППУ, член Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере Виталий Владимирович Рубцов.
Секция открылась докладом Виталия Владимировича Рубцова о выстраивании непрерывности в инклюзивном образовании и психолого-педагогическом сопровождении лиц с ограниченными возможностями здоровья. В своем докладе Виталий Владимирович рассказал о современном состоянии инклюзивного образования в Российской Федерации, акцентировал внимание участников конференции на необходимости выстраивания непрерывной образовательной траектории человека с инвалидностью, которая основывается на главном принципе преемственности деятельности институтов образования.
Важным тезисом его выступления звучала необходимость кадрового обеспечения инклюзивного образования на всех его уровнях, которые способны качественно выстраивать образовательный процесс человека с различными видами нарушений. Виталий Владимирович подчеркнул особую роль и значение в развитии инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета.
Следующим выступающим секции стала заместитель директора по общеобразовательной и инновационной деятельности Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, к.пед.н., доцент Кутепова Елена Николаевна, которая информировала участников секции об организации и сопровождении включения в систему дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Об успешных региональных практиках социальной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья рассказала Ряденская Юлия Николаевна, советник департамента поддержки социальных проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В своем выступлении Юлия Николаевна представила наиболее эффективные региональные практики работы с детьми-инвалидами.
Весьма актуальным и содержательным было выступление Леоновой Олеси Игоревны, исполнительного директора Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», к.псх.н. Ею, совместно с педагогом - психологом ГБОУ Центра реабилитации и образования №7 Миллер Ариной Александровной,были представлены модели реабилитационно-образовательного пространства детей с ОВЗ и инвалидностью.
Аделя Дамировна Вильшанская в своем выступлении рассказала о деятельности Ассоциации инклюзивных школ как ресурсе профессионального сотрудничества педагогов в инклюзивном образовании.
С развернутым докладом о РУМЦе как ресурсе развития инклюзивного высшего образования выступила Саитгалиева Гузель Газимовна, директор ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, к.соц.н., доцент. В своем выступлении Гузель Газимовна показала географию распространенности сети ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ и представила эффекты развития проекта создания сети РУМЦ в Российской Федерации.
О содержании деятельности Ассоциации инклюзивных вузов в развитии инклюзивного высшего образования участников секции проинформировал Баусов Юрий Николаевич, исполнительный директор Ассоциации инклюзивных вузов, к.филос.н.
Своим личным опытом инклюзии поделился магистрант факультета дистанционного обучения МГППУ Максим Коренев, который обозначил проблему недостаточной информированности в регионах инвалидов молодого возраста о возможностях получения высшего образования и последующего трудоустройства.
В завершении секции работала дискуссионная площадка, которая способствовала поиску ответов на те вопросы, которые были заданы ее участниками.
Прошли регистрацию и приняли участие в работе секции 87 специалистов различных сфер: образования, социальной защиты, здравоохранения из 6 регионов Российской Федерации.