Федерация психологов образования России осуществляет отбор и экспертизу практик реабилитации и образования детей с ОВЗ и инвалидностью
Пост -релиз
Проект «Модель реабилитационно-образовательной среды: пространство возможностей» реализован в 2019 – 2020 гг. общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» совместно с Московским государственным психолого-педагогическим университетом, а также Центром реабилитации и образования № 7 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы при поддержке фонда Президентских грантов.
Проект направлен на разработку и популяризацию инновационной модели реабилитационно-образовательного пространства детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и адресован участникам реабилитационно-образовательного процесса — специалистам по социальной реабилитации, педагогам, психологам, родителям детей с ОВЗ и инвалидностью.
В рамках проекта осуществлена разработка модели инновационной реабилитационно-образовательной среды «Пространство возможностей» на основе анализа практик реабилитации и обучения детей с ОВЗ и инвалидностью с обоснованной эффективностью. В качестве основы модели выступили требования федеральных нормативных правовых актов Российской Федерации к обеспечению социальной реабилитации и обучения детей с ОВЗ и инвалидностью, в том числе заявленные в профессиональных стандартах специальностей социальной сферы, имеющих межведомственный характер «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», «Психолог в социальной сфере», «Специалист по работе с семьей», «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
Разработанная модель направлена на расширение реабилитационных мероприятий для детей-инвалидов в зависимости от психофизиологических особенностей и образовательных потребностей, развитие информационно-методической поддержки и помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью, формирование базы эффективных практик обучения и реабилитации детей с ОВЗ и инвалидностью, также развития профессионализма специалистов по социальной реабилитации (абилитации) и обучению детей с ОВЗ и инвалидностью.
Реализация проекта обсуждалась в рамках Международных конференций, вебинаров и форумов, серии Всероссийских вебинаров для специалистов системы образования и социальной сферы, а также родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, с общим участием – более 2000 человек.
Основные результаты проекта:
- Выявлено и проведена экспертная оценка более 30 практик реабилитации и образования детей с ОВЗ и инвалидностью, в том числе с учетом мнения участников реабилитационно-образовательного процесса: специалистов, родителей и детей.
- На основе результатов экспертной оценки подготовлен реестр практик организации реабилитационно-образовательного пространства детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях учреждений реабилитации и образования, а также реестр, включающий наиболее эффективные методы социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной, социально-средовой и социально-бытовой реабилитации (абилитации) и обучения детей с ОВЗ и инвалидностью.
- Описаны требования к ответственности и алгоритмы профессионального взаимодействия специалистов по реализации индивидуальных реабилитационных и образовательных маршрутов детей с ОВЗ и инвалидностью, включающие правила обмена информацией, методы, средства и задачи работы.
- Разработаны рекомендации для специалистов по проведению диагностики психологической готовности детей к реабилитации (абилитации).
- Подготовлены рекомендации по разработке индивидуальных реабилитационно-образовательных маршрутов детей с ОВЗ и инвалидностью.
Результаты реализации проекта размещены на цифровой платформе инновационной модели реабилитационно-образовательного пространства детей с ОВЗ и инвалидностью (Интернет-ресурс: https://rospsy.ru/disabilities), с целью развития которой осуществляется информационное и консультационное сопровождение всех заинтересованных участников.
Ранее по теме:
С целью выявления и распространения научно-обоснованных практик организации реабилитационно-образовательного пространства детей с ОВЗ и инвалидностью, реализуемых в учреждениях реабилитации и образования, и в рамках проекта по созданию инновационной модели реабилитационно-образовательной среды: пространство возможностей Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России» совместно с ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» и секцией «Образование в интересах детей» Совета при Правительстве Российской Федерации по попечительству в социальной сфере осуществляют в период до 5 марта 2020 года прием региональных практик реабилитации и образования детей с ОВЗ и инвалидностью.
Для учреждений реабилитации и образования разработано руководство по описанию практик реабилитации и образования детей с ОВЗ и инвалидностью на основе стандарта доказательности социальных практик в сфере детства, в котором сформулированы требования к порядку описания, срокам и порядку экспертизы практик организации реабилитационно-образовательного пространства детей с ОВЗ и инвалидностью.
Под практикой организации реабилитационно-образовательного пространства детей с ОВЗ и инвалидностью понимается система взаимосвязанных действий, направленных на достижение основных задач реабилитационной помощи: активизация личностных ресурсов детей с ОВЗ и инвалидностью, преодоление социальной депривации, расширение возможностей их жизнедеятельности, продуктивность социальных взаимодействий и детско-взрослых общностей, повышение уровня субъективного переживания качества жизни, социальная включенность семей с детьми с ОВЗ в сферу образования и занятости.
В качестве практики предполагается любой формат реализации комплекса профессиональных действий (программа, технология, метод и пр.), приводящих к позитивным изменениям в жизни детей с ОВЗ и инвалидностью и их семей.
Структура описания практики построения реабилитационно-образовательного пространства детей с ОВЗ и инвалидностью должна включать общую и специализированную информацию, а также подтверждать обоснованность практики.
Отобранные по итогам экспертного анализа практики реабилитации и образования детей с ОВЗ и инвалидностью будут
- размещены на цифровой платформе инновационной модели реабилитационно-образовательной среды на сайте https://rospsy.ru;
- опубликованы в сетевом журнале «Вестник практической психологии образования»;
- получат гриф «Рекомендовано общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» для реализации в учреждениях реабилитации и образования .
По итогам экспертного анализа региональных практик будет создана цифровая платформа «Модели реабилитационно-образовательной среды: пространство возможностей» и в открытом доступе сформирован реестр практик организации реабилитационно-образовательной среды с научно-обоснованной эффективностью.
Цифровая модель выступит ресурсной базой инновационной модели реабилитационно-образовательной среды для специалистов в области социальной реабилитации (абилитации) и обучения детей с ОВЗ и инвалидностью.
Руководитель проекта: Президент Федерации психологов образования России, академик РАО, доктор психологических наук, профессор Рубцов Виталий Владимирович.
Партнеры проекта:
Центр реабилитации и образования № 7 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Московский государственный психолого-педагогический университет
Благотворительный фонд помощи детям, рожденным на раннем сроке «Подари солнечный свет»
Информационные партнеры проекта:
Сайт Федерации психологов образования России https://rospsy.ru
Сайт Московского государственного психолого-педагогического университета https://mgppu.ru
Сетевой журнал «Вестник практической психологии образования»
Актион Образование «Справочник педагога-психолога. Школа»
Контакты
fpor@rospsy.ru, rospsy.ru@gmail.com
(495) 632-99-70; +7-909-966-55-37
Контактное лицо – Леонова Олеся Игоревна
Вложение | Размер |
---|---|
Письмо ФПО России в учреждения.pdf | 250.98 КБ |
Приложение 1. Рекомендации участников вебинара_0.doc | 67 КБ |
Приложение 2. Руководство по описанию практики_0.docx | 46.65 КБ |
Бланк экспертного заключения.doc | 46 КБ |
- Войдите, чтобы оставлять комментарии