Профилактика девиантных форм поведения несовершеннолетних
Предлагаемая программа является программой дополнительного образования. По типу данная программа относится к профилактическим и коррекционно-развивающим психолого-педагогическим программам.
Программа «Профилактика дезадаптивных форм поведения несовершеннолетних» предназначена для решения проблемы снижения рисков социальной дезадаптации детей, проявлений дезадаптивных форм поведения.
Подробная информация
дезадаптивных форм поведения ведется с 2017 года. За 12 месяцев 2017 года проведены занятия с 30 детьми (15 мальчиков, 15 девочек), от 12 до 16 лет.
Предполагаемым результатом работы по данной программе является оптимизация психических процессов у ребенка, стабилизация его психоэмоционального состояния, расширение поведенческого репертуара с преобладанием продуктивных стратегий, овладение навыками самокоррекции неадекватных реакций и новыми формами поведения, а также повышение уровня самоуважения и самопринятия у несовершеннолетнего и возникновение стремления к дальнейшему развитию своих способностей и качеств.
Создание условий для развития и гармонизации личности несовершеннолетнего с дезадаптивными формами поведения
1. Когнитивная сфера (сфера интеллектуального осознания):
- коррекция высших психических функций;
- развитие навыков саморефлексии.
2. Эмоционально-личностная сфера:
- стабилизация психоэмоционального состояния (обучение навыкам вербализации своих чувств, преодоления негативных эмоциональных состояний), обучение навыкам саморегуляции, изменение стереотипов эмоционального реагирования;
- развитие внутренних критериев самооценки;
- формирование позитивного самовосприятия и самоотношения (обретение уверенности в своей жизненной позиции и поступках);
- формирование идентичности, расширение сферы самосознания;
- актуализация личностных ресурсов, развитие творческого самовыражения.
3. Поведенческая сфера:
- формирование навыков совладающего и ассертивного поведения;
- формирование эффективных стратегий преодоления трудностей.
4. Коммуникативная сфера:
- освоение методов решения конфликтов;
- развитие коммуникативных навыков.
1. Когнитивная сфера (сфера интеллектуального осознания) – коррекция высших психических функций:
– «Заучивание 10 слов» (Леонтьев)
– корректурная проба (кольца Ландольта, проба Бурдона)
– таблицы Шульте
– «исключение предметов»
– «простые аналогии»
2. Эмоционально-личностная сфера – стабилизация психоэмоционального состояния (обучение навыкам вербализации своих чувства, преодоления негативных эмоциональных состояний), обучение навыкам саморегуляции, изменение стереотипов эмоционального реагирования:
– опросник «САН»
– шкала «Проявление тревожности» Тейлора
– проективный метод «Несуществующее животное»
– развитие внутренних критериев самооценки; формирование позитивного самовосприятия и самоотношения (обретение уверенности в своей жизненной позиции и поступках):
– исследование самооценки методом Дембо-Рубинштейн
– проективный метод «Человек»
3. Поведенческая сфера – формирование навыков совладающего и ассертивного поведения, приобретение стратегий преодоления трудностей
– исследование индивидуальных коппинг-стратегий Хайма
– решение кейсов
4. Коммуникативная сфера – формирование коммуникативных навыков
– наблюдение
– «Тест коммуникативных умений Михельсона»
Личностные изменения и изменения в познавательной сфере не являются достаточным показателем достижения эффективности программы.
Для определения изменений в поведении ребенка используется «Карта наблюдений Стотта» для учителей, а также анкета обратной связи от родителей.