Развивающая психолого – педагогическая программа «Формирование конструктивного самоутверждения воспитанников социально – реабилитационных центров»
Развивающая психолого – педагогическая программа «Формирование конструктивного самоутверждения воспитанников социально –реабилитационных центров» групповой психологической работы с воспитанниками Центра имеет несколько уровней наполнения психологическим содержанием:
1. Работа направлена на эмоционально-волевую сферу личности, и призвана снизить напряженность, возникшую в результате дезадаптации в семейных либо социально-групповых взаимоотношениях. В случае дефицита родительской любви у подростка часто тормозится психосоциальное развитие, фиксируются инфантильные формы поведения. Общение с психологом способно частично восполнить недостающее внимание к личности ребенка, повысить его
фрустрационную устойчивость.
2. Подросткам предлагаются приемы саморегуляции: происходит обучение рефлексии собственного поведения с целью понимания своих чувств и отношений с другими.
3. Работа направлена на формирование конструктивного самоутверждения, адекватной самооценки, навыкам целеполагания, на осмысление собственного социального статуса. Этот уровень направлен
на индивидуализацию и осознание собственного «Я» в нормативном поле социокультурной системы.
Идея данной программы заключается в самоисследовании, самопрезентации и самосознании воспитанников для предупреждения психоэмоциональных нарушений и коррекции деструктивного
самоутверждения на основе изменений личностных и поведенческих паттернов.
Подробная информация
(ранний подростковый возраст — 10—14 лет;
поздний подростковый возраст — 15—18 лет),
находящиеся на реабилитации в Центре.
2. Родители, законные представители и
ближайшее окружение несовершеннолетних,
проходящих реабилитацию в Центре
2015 – 2018 годов осуществлялась апробация развивающей психолого –
педагогической программы «Формирование конструктивного
самоутверждения несовершеннолетних в социально – реабилитационных
центрах». Отслеживание динамики результативности работы с
воспитанниками осуществлялось посредством входящей и итоговой
диагностики личностно – характерологических особенностей
воспитанников
Для воспитанников Центра характерен низкий уровень социальной
адаптированности, и высокая степень отчуждения от важных малых
социальных групп. Необходимо также отметить деформацию сознания у
таких несовершеннолетних. Наблюдается эмоциональная
неуравновешенность, аффективность, депрессия, тревожность,
аутоагрессия, отказ от самореализации, саморазвития, пассивнобезразличное поведение, потеря смысла жизни, низкая самооценка, часто
отмечаются отрицательные изменения воли и волевых качеств.
Неразвитость нравственных представлений, озлобленность, как против
сверстников, так и против окружающих взрослых, неумение находить
выход из трудных ситуаций, отсутствие стремления избегать конфликтов и
неумение согласовать возникшие противоречия – это результат влияния
окружающей среды на несовершеннолетних до поступления в Центр.
Психическое, интеллектуальное и культурное развитие ребенка во
многом определяет стиль воспитания и социально-психологический климат
в семье. В особенно сложных социально-психологических условиях
оказываются дети в семьях, находящихся на грани развода, неполных
семьях, семьях, где родители ведут асоциальный образ жизни. Фактором
риска таких семей является снижение полноценной реализации
воспитательных функций со стороны родителей. В результате нарушаются
психологические связи между детьми и родителями, что приводит к уходу
несовершеннолетних из семьи, росту детского бродяжничества, нарастают
психопатологические реакции на внешние воздействия. Поэтому в
настоящее время педагоги – психологи Центра большое внимание уделяют
вопросам повышения педагогической и психологической компетентности
родителей. Посредством выездных семинаров, тренингов, индивидуальных
консультаций близкое окружение воспитанника получает
профессиональную помощь с целью обеспечения адекватной среды для
личностного развития детей в семье, их эмоциональной поддержки,
укрепления детско-родительских отношений
. Несовершеннолетние умеют самостоятельно и
осознанно ставить цель, анализировать и
оценивать личностные возможности при ее
достижении, а так же планировать
последовательность действий.
2. Воспитанники научились навыкам управления
своим эмоциональным состоянием, снизился
уровень тревожности, умеют применять методы
релаксации и визуализации, снижать
психоэмоциональное напряжение.
3. Подростки обладают навыками конструктивной
коммуникации, научились сдерживать негативные
импульсы.
4. У воспитанников повышен уровень собственной
значимости и ценности, сформирована адекватная
самооценка.
5. У воспитанников изменено представление о
собственных ресурсах и их реализации, а также
активизации процесса самопознания,
сформировано конструктивное самоутверждение
Формирования конструктивного самоутверждения у воспитанников социально – реабилитационных центров.
1. Сформировать конструктивное
самоутверждение, навыки самопознания у
воспитанников Центра.
2. Способствовать повышению внутреннего
потенциала несовершеннолетних через осознание
эгоиндентификации, развитие адекватной
самооценки, ценностного отношение к себе и
другим.
3. Обучить воспитанников эффективным
техниками саморегуляции, рефлексии
4. Стимулировать у несовершеннолетних
эффективную коммуникацию, волевую
регуляцию.
5. Способствовать развитию ценностно –
смысловой сферы, навыков целеполагания у
воспитанников Центра.
говой диагностике личностно – характерологических особенностей
воспитанников, для проведения которой используются следующие
методики (приложение 3):
• авторская методика диагностики типа самоутверждения (Т.Д.
Дубовицкая, Е.А. Киреева);
• тест на исследование тревожности (опросник Спилбергера);
• методика «Самооценка личности старшеклассника» (опросник
Казанцевой Г.Н.);
• опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте»;
• методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).
Также реализуется наблюдение за поведением несовершеннолетних в
Центре, отслеживается их учебная деятельность.
проводят педагоги – психологи Центра с высшим психологическим
образованием, имеющим опыт работы с несовершеннолетними более 10
лет. Педагоги - психологи владеют основными принципами групповой
работы, современными технологиями, методами и методиками,
разрабатывают коррекционные и развивающие программы для детей и
подростков, проходящих социально – психологическую реабилитацию в
Центре.