"Психолого-педагогическая программа для несовершеннолетних, прошедших судебно-психологическую экспертизу в рамках гражданского судопроизводства по определению места жительства и порядка общения с отдельно проживающим родителем «Давай поговорим""
Электронная почта surin2002@mail.ru
Телефон рабочий 8(498)568-56-11
Телефон мобильный 8(903)717-23-34
Адрес 143401, Московская область, г. Красногорск,
ул. Пионерская д.23а
Настоящая профилактическая психолого-педагогическая программа для несовершеннолетних, прошедших судебно-психологическую экспертизу в рамках гражданского судопроизводства по определению места жительства и порядка общения с отдельно-проживающим родителем «Давай поговорим»» разработана и апробирована на базе коррекционного отделения МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» и предназначена для использования педагогами – психологами ППМС центров, занимающихся вопросами проведения судебно-психологических экспертиз несовершеннолетних в гражданском процессе и постэкспертного сопровождения несовершеннолетних, с целью осуществления эффективной профилактики десоциализирующих влияний, как после самой процедуры экспертизы, так и в результате изменения иерархии семейных взаимоотношений, в семьях, где родители несовершеннолетнего проживают раздельно.
Подробная информация
Участниками вышеуказанной программы могут быть дети, из кризисных семей, находящихся в процессе развода, попадающих под определение высококонфликтных разводов. Это наименее защищенная группа несовершеннолетних, ранее направлявшихся судом или органами опеки и попечительства на судебно-психологическую экспертизу детско-родительских взаимоотношений. Дети из таких семей, за редким исключением, остро нуждаются в психологическом сопровождении.
Семья:
Наличие аддиктивного поведения родителей, алкоголизм или наркомания родителей. Созависимые отношения в семье. Проблемы семейного насилия, отсутствия позитивной ролевой модели. Низкий образовательный и культурный уровень семьи, маргинальная семья. Для нехимических аддикций характерны (часть при внешнем благополучии) различные семейные дисфункции, нарушения стиля семейного воспитания (попустительство, гиперопека, противоречивость требований), нарушения привязанности, отсутствие доверия и теплоты в отношениях). Травмирующие события в семье, насилие по отношению к ребенку вне семьи.
Формирование адекватной самооценки; развитие способности к самоанализу и контролю поведения; формирование позитивных жизненных целей и повышение мотивации и способности к их достижению; формирование умения конструктивно разрешать конфликтные ситуации; раскрытие творческого потенциала несовершеннолетних; получение опыта осознанного переживания, самопознания и самовыражения; осознание своих ресурсов возможностей; овладение конструктивными способами разрешения конфликтов, проблем; повышение уровня психологической компетенции; развитие смелости к изменениям; гибкости в поведении; рост аутентичности (умения быть собой).
Организация профилактической работы по преодолению десоциализирующих влияний у несовершеннолетних после процедуры судебно-психологической экспертизы и в результате изменения иерархии семейных взаимоотношений, в семьях, где родители несовершеннолетнего проживают раздельно. Развитие стрессоустойчивости, формирования навыков жизнестойкости и конструктивного самоутверждения у детей в семьях с измененной стилистикой внутрисемейных взаимоотношений.
Формирование у несовершеннолетних, прошедших судебно-психологическую экспертизу позитивного образа «Я», обучение навыкам эффективного общения, критического мышления, принятия ответственных решений, выработка адекватной самооценки; развитие и обучение у несовершеннолетних навыков саморегуляции и самоконтроля своего эмоционального состояния, формирование адекватного восприятия себя и других в конфликтных ситуациях; создание устойчивой оптимистической установки на преодоление стресса, позитивного психологического настроя на дальнейшую деятельность и развитие способности к позитивному целеполаганию; обеспечение несовершеннолетних необходимой информацией для формирования стратегий поведения, позволяющих конструктивно самоутверждаться, обучение навыкам совладающих стратегий.
Качественная и количественная оценка достижений реализации программы проводилась на основе
анализа результатов психологического тестирования всех участников программы.
Для изучения особенностей самооценки родителей их удовлетворенности собой, своими отношения
с окружающими, их умения конструктивно решать возникающие проблемы в межличностных
отношениях были использованы известные, зарекомендовавшие себя методики:
Психодиагностическое интервью;
Полуструктурированное интервью;
Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко;
Проективная методика «Дом-дерево-человек»
Проективная методика «Рисунок несуществующего животного»
вопросами проведения судебно-психологических экспертиз несовершеннолетних в гражданском
процессе и постэкспертного сопровождения несовершеннолетних, с целью осуществления эффективной
профилактики десоциализирующих влияний, как после самой процедуры экспертизы, так и в результате
изменения иерархии семейных взаимоотношений, в семьях, где родители несовершеннолетнего
проживают раздельно при наличии помещения и оборудования, необходимых для проведения
индивидуальной и групповой работы с несовершеннолетними. Количество участников группы: от 3 до
12 человек.