Дополнительная общеразвивающая программа по развитию аутопсихологической компетентности подростков "Дом моего Я"
Развивающая психолого-педагогическая программа (относится к виду программ, направленных на наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала обучающихся, воспитанников, формирование и развитие их социально-психологических умений и навыков, развитие креативности). Занятия по данной программе проводятся в групповом режиме. Отличительной особенностью данной программы является то, что все занятия построены с использованием общей метафоры «дом моего Я» («дом моей души», «мой внутренний дом»), а также использование психологически безопасных экологичных) для психики методов и приемов самопознания с использованием элементов немедицинской психотерапии.
Подробная информация
Подростки в возрасте 13-15 лет, учащиеся среднего звена общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, центров дополнительного образования, оздоровительных лагерей. Школьный класс эффективнее разделить на 2 группы.
Противопоказания по программе: интеллектуальные нарушения, наличие психиатрического диагноза, не позволяющего заниматься в группе.
обучающихся подросткового возраста. Итоговые показатели показывают положительную динамику развития аутопсихологической компетентности в части потребности в самопознании, мотивации к саморазвитию и навыков самодиагностики и саморегуляции
Семья:
Дефицит реальных социальных связей, социальной поддержки, представлений о значимых взрослых людях, моделей конструктивного взаимодействия, психологического благополучия, чувства безопасности, уверенности в себе, самоконтроля и саморегуляции.
Школа:
Дефицит благоприятного социально-психологического климата.
Завышенные требования педагогов, не учитывающие индивидуальные особенности учащихся.
Отсутствие опыта самостоятельной социально значимой деятельности.
Территория:
Дефицит образовательных, культурных и социальных ресурсов для личностного, профессионального и социального самоопределения детей и подростков.
При успешном прохождении программы учащиеся получат следующие
результаты:
• повышение уровня осознания подростками своих индивидуальных и
личностных особенностей, своих возможностей и психических
ресурсов;
• развитие мотивации подростков к самопознанию, саморазвитию,
погружению во внутренний мир собственных переживаний,
формирование навыков ориентации в нем;
• формирование умения подростков использовать различные средства и
способы для собственного самопознания;
• формирование навыков самодиагностики подростков;
• овладение способами саморегуляции и самокоррекции психологического состояния.
Развитие аутопсихологической компетентности подростков
• способствовать осознанию подростками своих индивидуальных и
личностных особенностей, возможностей и психических ресурсов;
• создавать условия для развития мотивации подростков к
самопознанию, саморазвитию, погружению во внутренний мир
собственных переживаний, навыков ориентации в нем;
• обеспечить подростков средствами самопознания;
• сформировать навыки самодиагностики;
• обучать саморегуляции и самокоррекции психологического состояния.
Критерии оценки достижения планируемых результатов разработаны на
основе: опросника «Уровень выраженности потребности в самопознании»
А.В.Калашник, методики незаконченных предложений (авторская
модификация) и анкетирования участников по завершении программы.
Количественные критерии оценки:
- повышение уровня выраженности потребности в самопознании и
активности подростков, направленной на познание собственных психических
ресурсов и возможностей, стремление использовать различные стратегии
внутреннего познания и развития
Качественные критерии оценки:
- самооценка развития самопознания личности;
- экспертное наблюдение за развитием аутопсихологической компетентности
подростков.
Программа реализуется сотрудниками (педагоги-психологи первой и высшей квалификационной категории), имеющие повышение квалификации в области психолого-педагогического сопровождения детей подросткового возраста.