"Безопасность в сети Интернет"
Викторова Екатерина Александровна, Лобынцева Ксения Георгиевна
E-mail: LobyntsevaKs@yandex.ru
тел. 8(910)3296068
Программа «Безопасность в сети Интернет» является одним из вариантов психопрофилактической помощи детям 13-17 лет в русле формирования компетенций, способствующих обеспечению информационно-психологической безопасности школьников. Практическая актуальность данной проблемы определена глобальностью внедрения интернет-технологий в современную реальность, распространенностью и ростом вариативности интернет-рисков, потенциально опасных для несовершеннолетних пользователей, минимальной представленностью образовательных продуктов, направленных на формирование навыков эффективного поведения у школьников в интернетпространстве, психологического аспекта их медиаграмотности. Реализация программы возможна в рамках программ внеурочной деятельности, в рамках программ воспитания и социализации образовательных организаций, являющихся неотъемлемой частью основного образовательного курса.
Подробная информация
Также участие в программе целесообразно для подростков «группы риска» в аспекте склонности к интернет-зависимости, так как содержание программы во многом направлено на создание условий для их понимания
мотивов собственного аддиктивного поведения.
безопасности детей и подростков в современном обществе «БЕЗОПАСНОЕ ДЕТСТВО» в образовательных организациях региона.
Семья:
Дефицит реальных социальных связей, социальной поддержки, представлений о значимых взрослых людях, моделей конструктивного взаимодействия, психологического благополучия, чувства безопасности, уверенности в себе, самоконтроля и саморегуляции.
Школа:
Дефицит благоприятного социально-психологического климата.
Завышенные требования педагогов, не учитывающие индивидуальные особенности учащихся.
Отсутствие опыта самостоятельной социально значимой деятельности.
Территория:
Дефицит образовательных, культурных и социальных ресурсов для личностного, профессионального и социального самоопределения детей и подростков.
В ходе проведения программы участники занятий должны овладеть
компетенциями, способствующими обеспечению их информационно-психологической безопасности, а именно:
- владеть знаниями о интернет-рисках и угрозах к информационном пространстве;
- обладать выраженной мотивационной направленностью на поддержание ответственной позиции при пользовании информационно-коммуникационными технологиями;
- уметь анализировать и критически относиться к информации в информационно-коммуникационных сетях;
- определять наличие негативного, недостоверного, небезопасного содержания в интернет-контенте;
- владеть и применять эффективные способы и приёмы защиты от не нежелательной информации и контактов в интернете;
- определять манипулятивные проявления и намерения в потребительском сегменте интернет-пространства;
- владеть нормами интернет-этикета, приёмами эффективной коммуникации, руководствоваться принципами уважительного и толерантного отношения к другим пользователям при взаимодействии в сети Интернет.
Формирование компетенций, способствующих обеспечению информационно-психологической безопасности школьников.
- способствовать повышению уровня информированности подростков и старшеклассников об опасностях и угрозах в информационнотелекоммуникационных сетях;
- сформировать и содействовать развитию устойчивой направленности у обучающихся на освоение механизмов информационно-психологической самозащиты;
- расширить репертуар стратегий поведения у школьников в трудных ситуациях, связанных с коммуникационными технологиями;
- обучить критической оценке сетевого контента, анализу достоверности информации, навыкам эффективной интернет-коммуникации;
- способствовать профилактике формирования у обучающихся компьютерной и интернет-зависимости;
- содействовать профилактике совершения несовершеннолетними правонарушений в информационно-коммуникационной сфере.
Для оценки эффективности реализации психолого-педагогической программы «Безопасность в сети Интернет» по окончании изучения каждого блока предусмотрено проведение опроса. По содержанию каждого блока сформулированы вопросы для самопроверки. В связи с отсутствием оценивания в практике реализации психологических программ условно количественным показателем, подтверждающим эффективность овладения формируемыми компетенциями по блоку можно считать 70% и более правильных ответов. Качественными критериями эффективности реализации программы «Безопасность в сети Интернет» могут являться результаты наблюдения педагога-психолога, содержание обратной связи от участников занятий, их родителей, других педагогов.
групповую работу, знать методические основы работы с подростками. Важно наличие у педагога устойчивой системы нравственно-этических ценностей, основанной на общечеловеческих, гуманистических ценностях. В список умений специалиста включаются его действия на всех этапах группового обсуждения, знание закономерностей групповой динамики и их использование в психологических целях, фасилитация, контроль за временем.