Программа организации профилактической работы «Выбираем жизнь» (по предупреждению суицидального поведения среди подростков с интеллектуальной недостаточностью)
Данная программа рекомендована педагогам-психологам, социальным педагогам и предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предупреждению суицидальных попыток среди подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В ходе апробации, программа подтвердила свою эффективность и реализуется в настоящее время в образовательной организации. Ее реализация позволяет осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить девиантные проявления в поведении и избежать суицидальных попыток, а также создает условия для оптимизации детско-родительских взаимоотношений. В основу разработки программы для подростков заложены дифференцированный и деятельностный подходы, что предполагает учет особых образовательных потребностей, обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Мероприятия программы организованы и реализуются в доступной для детей деятельности.
Подробная информация
родители (законные представители) обучающихся
ответы и пути решения трудных, жизненных проблем, конфликтных ситуаций и в семье и в школе, а также в личной жизни. Большое внимание уделялось практическим занятиям с элементами тренинга, с оказанием
психологической поддержки (по необходимости индивидуальной помощи). Все акции находили живой отклик среди разновозрастного социума детей, они были доступны и необременительны. Основной упор делался на позитивное мировосприятие, любовь к окружающим и своим близким. Из этого можно сделать вывод: совершенствование механизмов сохранения и укрепления здоровья детей, создание безопасного и
комфортного образовательного пространства, построение модели работы с детьми разного возраста, направленной на приоритет здорового образа жизни – в программе были успешно реализованы.
По программе профилактики суицида «Выбираем жизнь» 90% детей были охвачены и получили эмоциональную поддержку, заряд позитивных эмоций, что оказало положительное влияние на психику
обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Остальные 10 % обучающихся, в силу интеллекта составили обучающиеся с умеренной и с тяжелой умственной отсталостью находящиеся на индивидуальном
домашнем обучении.
Неблагоприятным считается тот факт, что риску суицида особенно
подвержены подростки с определенными психологическими особенностями:
- эмоционально- чувствительные, ранимые;
- настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к
компромиссам;
- негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны);
- склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;
-склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме;
- пессимистичные; замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.
Подростки с интеллектуальной недостаточностью более подвержены влиянию общества, они более импульсивны и агрессивны и в момент трудной ситуации им сложно прийти к правильному решению. Такие дети, с трудом способны понять целесообразность своих поступков и предвидеть их последствия. Они
имеют низкий уровень саморегуляции поведения и деятельности, что в свою очередь приводит к непродуктивной (защитной) адаптацию к жизни. Поэтому, вовремя оказанная психологическая помощь, подросткам, попавших в трудную жизненную ситуацию, помогли бы избежать трагедий
Данная программа позволяет сформировать единую позицию педагогов и
родителей в обеспечение качественного образования и воспитания
подростков и детей, развитии интересов, в воспитании нравственности и
культуры поведения, потребности в здоровом образе жизни, в подготовке к
успешной социализации обучающихся.
Результатами реализации программы по профилактике суицида, являются:
- укрепление взаимоотношений школы и семьи, способствующих
самоопределению и самореализации школьников;
- сформированная система ценностных отношений между школой и семьей.
- овладение родителями (законными представителями) новыми психологопедагогическими знаниями;
- психологическое просвещение педагогов;
- установление взаимопонимания родителей и детей;
- создание комфортных благоприятных условий для развития ребенка;
- профилактика формирования вредных привычек и правонарушений;
-улучшение межличностных взаимоотношений между педагогами и
родителями;
-формирование системы творческого взаимодействия всех участников
образовательного процесса.
Создание условий для предотвращения и профилактики суицидальных проявлений в поведении детей и подростков
- предотвращение межличностных конфликтов в диаде: подросток – подросток, подросток – взрослый, подросток – социум;
- повышение психолого-педагогической культуры родителей, усиление их воспитательного потенциала;
- развитие социальной и личностной компетентности: обучение навыкам эффективного общения, принятия ответственных решений;
- формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей;
- формирование навыков саморегуляции эмоционального состояния, избегания стрессов, разрешения конфликтов;
- развитие навыков здорового образа жизни
Мониторинг в данном направлении профилактики не предполагается.
Анкеты, либо другие тестовые материалы сложны для восприятия
обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Учитывая тот факт, что
формы взаимодействия не обозначают прямую цель профилактики, то и сама
13
диагностика становится несостоятельной и неуместной для данной
категории детей.
Основным критерием успешности реализации программы является
исключение суицидальных проявлений в поведении среди детей и
подростков школы-интерната, а также удовлетворительные результаты
социально-психологического тестирования, которые позволяют сделать
вывод, что в жизни обучающихся нашего учреждения, главным
приоритетом является здоровый образ жизни