"Психология и Я"
средняя общеобразовательная школа №2 г. Вяземского
Вяземского муниципального района Хабаровского края
Развивающая психолого-педагогическая программа направлена на развитие межличностных отношений шестиклассников. Актуальность данной темы связана с возрастными особенностями младших подростков. При переходе из начальной школы в среднее звено у ребенка меняется социальная ситуация, происходит смена ведущей деятельности, что приводит к предъявлению новых требований к личности, повышению умственных, эмоциональных и физических нагрузок. Поэтому возрастной период 10-13 лет является переломным этапом в развитии личности, самосознания.
Подробная информация
Участники программы – младшие подростки, обучающиеся шестого класса.
комбинированного типа, в его составе среди детей с нормой психического
развития обучаются ребята с задержкой психического развития (4 человека).
Программа реализована в течение 2016-2017 учебного года.
Семья:
Отсутствие опыта внеситуативно-личностного общения.
Дефицит мотивации общения и взаимодействия с другими.
Недоверие к людям.
Боязнь других.
Неэффективные стили детско-родительских отношений (гиперопека, авторитарный, дистация).
Школа:
Авторитарный стиль педагогического общения.
Внешний контроль поведения.
Неспособность оказать своевременную помощь и поддержку ребенку во взаимоотношениях со сверстниками.
Территория:
Низкий образовательный, культурный ресурс региона.
Увеличение количества обучающихся со статусом «принятые»,
уменьшение «непринятых» и «отвергаемых» в классе;
Увеличение количества обучающихся, занятых во внеучебной
деятельности;
Снижение поведенческих асоциальных проявлений среди младших
подростков;
Снижение эмоционального напряжения, тревожности среди
обучающихся.
Развитие межличностных отношений младших подростков
Диагностика эмоционального состояния, личностных особенностей, социометрических статусов обучающихся;
Развитие способности к самоанализу, внимательного отношению друг к другу, формирование осознания уникальности себя и другого;
Развитие качеств личности, готовой устанавливать и поддерживать отношения;
Создание условий для развития потенциала класса с применением коуч-технологий;
Развитие командообразования;
Обучение способам решения конфликтных ситуаций через основы
медиации;
Профессиональное самоопределение на основе анализа интересов, способностей и достижений/развитие целеполагания.
качественные:
уменьшение поведенческих отклонений среди младших
подростков;
положительная динамика эмоциональных состояний группы в
методике «Цветопись»;
увеличение количества обучающихся с конструктивными способами решения конфликтов
количественные:
увеличение процента обучающихся со статусом «принятые»;
снижение процента обучающихся со статусом «непринятые» и
«отвергаемые»;
увеличение показателей по фактору С в опроснике Кеттелла – уверенность в себе, спокойствие, стабильность; фактору Q3 - высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов; снижение уровня Q4 – нервное напряжение;
увеличение количества обучающихся, занимающихся в кружках, секциях, участвующих в социальных практиках;
снижение частоты агрессивных проявлений по методике Фурманова;
увеличение уровня показателей в самооценочном листе «Толерантная личность».