«Формирование и развитие эмоционального интеллекта у участников образовательного процесса»
школа №89 Калининского района Санкт-Петербурга
Ключевая идея программы лежит в достижении личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы через формирование у них навыков эмоционального интеллекта как одной из важнейших составляющих успешной личности XXI века. Эмоциональное образование выступает принципиально новым элементом системы качественного изменения современного российского образования. Впервые в практике российского образования в рамках единой программы будут разработаны и внедрены 3 взаимосвязанные блока: программа формирования и развития у обучающихся эмоционального интеллекта в образовательном процессе; программа повышения квалификации педагогов в области психолого-педагогического сопровождения обучающихся при формировании у них эмоционального интеллекта; программа работы с родителями по развитию эмоционального интеллекта у детей.
Подробная информация
педагоги образовательной организации
родители детей
Отдельные модули программы (модуль 4) реализовывались на базе СПб АППО в рамках курсов повышения квалификации педагогических работников (стр.13 - https://spbappo.ru/wpcontent/uploads/2018/12/institut_razvitiya_obrazovaniya-100-ch..pdf), а также
при внутрифирменном повышении квалификации методистов ИМЦ Колпинского района Санкт-Петербурга.
Проблеме эмоционального интеллекта в образовательных учреждениях уделяется недостаточно внимания, необходимость изучения структурных компонентов эмоционального интеллекта и организации работы по его формированию и развитию практически не учитывается. Педагогические коллективы, обучая и воспитывая будущих граждан нашей страны, не всегда ставят задачи выявить их побуждения, анализировать отношение к учению, понять какой личностный смысл они вкладывают в него, во имя каких целей
учатся. Об отношении учащихся к учебной деятельности в большинстве случаев судят по оценкам, фиксирующим успеваемость, не учитывая ценность эмоциональной сферы, побуждающей к учебной деятельности. Такой подход нельзя признать правомерным, поскольку, как показывает психолого-педагогическая практика, отсутствие учета эмоционального интеллекта является одной из важных причин низкой успешности учения, формирования у учащихся социально значимых личностных качеств, а,
следовательно, и в целом результативности образовательного процесса.
Повышение доли учащихся, показавших высокие показатели EQ
Повышение уровня эмпатии у учащихся (на эмоциональном, когнитивном, предикативном уровнях)
Повышение способности к сопереживанию, направленности на других, тенденции к присоединению, повышение чуткости к чувствам других людей и лучшее понимание последствий своего поведения
Увеличение доли учащихся, у которых сформированы навыки самооценки и самоанализа
Увеличение доли учащихся, обладающих конструктивными стратегиями поведения в конфликтах и просоциальными стратегиями разрешения межличностных проблем
Улучшение социальных и когнитивных навыков, эмоционального состояния, осознания и понимания, улучшение самоконтроля и качества планирования при решении когнитивных задач в процессе учебы
Улучшение морально-психологической атмосферы в классе и развитие навыков общения у учащихся
Снижение количества правонарушений и асоциального поведения
Повышение психологической компетентности педагогов школы в области формирования и развития эмоционального интеллекта учащихся
Повышение психологической компетентности родителей в области формирования и развития эмоционального интеллекта у детей и подростков
Создание в образовательной организации творческой, развивающей среды, обеспечивающей развитие эмоционального интеллекта у всех участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся и их
родителей), позволяющего им успешно социализироваться в современном обществе.
развитие эмоционального интеллекта школьников как важной
составляющей успешной личности;
совершенствование педагогами компетенций в области
эмоционального интеллекта, его диагностики, эффективного формирования и
развития у обучающихся образовательной организации;
повышение психологической компетентности родителей
учащихся в области формирования и развития эмоционального интеллекта у
своих детей во внеурочное время (в домашних условиях).
обучающиеся 1-11 классов образовательной организации:
Развитый эмоциональный интеллект:
умение распознавать собственные чувства и адекватно их проявлять, большая чуткость к чувствам других людей, лучшее понимание последствий своего поведения, возросшая способность адекватно оценивать
межличностные ситуации и планировать соответствующие действия, более просоциальное поведение, улучшенные навыки самоконтроля, стрессоустойчивость)
Педагоги образовательной организации:
Компетенции в области формирования у обучающихся эмоционального интеллекта
Родители детей, прошедшие обучение в рамках проекта по развитию ЭИ:
Улучшение детско-родительских отношений в семье, более позитивная привязанность детей к семье и школе
социальный педагог, педагог дополнительного образования) имеет высшее
профессиональное образование. Компетентность педагога, реализующего
программу, включает представление о планируемых результатах данной
программы, умения проектировать зону ближайшего развития,
психологически обеспечивать эмоционально-комфортную образовательную
среду.