Программа Арт-студии «Разноцветная книга»
социальной помощи «Гармония»
Коррекционно-развивающая программа по развитию сенсомоторного-моторного эталона «Разноцветная книга» обусловлена потребностью оказания квалифицированной психологопедагогической помощи детям с ОВЗ, которая рассматривается как система развивающих,
коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей психического развития личности ребенка и расширения границ его взаимодействия с окружающей средой. Введение курса сенсорного и психомоторного развития через продуктивную творческую деятельность обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического развития детей через системный подход, в котором когнитивные и двигательные методы принимаются в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния. Основной целью использования арт-терапевтических технологий в системе психологической помощи детям с ОВЗ являются развитие, коррекция имеющихся проблем ребенка и его социализация. Реализация данной цели и задач, вытекающих из нее, не может быть решена без участия родителей и семьи ребенка. Воспитание и абилитация ребёнка с особенностями развития – путь непростой, особенно в эмоциональном плане. Поэтому родителям, воспитывающим детей с ОВЗ важно сохранить положительный настрой и не подвергнуться «синдрому выгорания». Поэтому программа предполагает помощь родителям не только в вопросах развития и абилитации ребёнка, а так же гармонизации детско-родительских отношений, но и оказывает психологическую поддержку родителям. Решению такого спектра, поставленных задач способствует формат студии.
Таким образом, программа арт-студии «Разноцветная книга» использует ряд эффективных методов и приёмов работы, которые дают возможность решать проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ в комплексе.
Подробная информация
Программа «Арт-студия«Разноцветная книга» рассчитана на работу в течение учебного
года с группой детей 5-15 лет с ОВЗ.
Программа рассчитана на работу с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ. Возраст детей,
посещающих группу от 5 лет до 15 лет. Участниками программы могут быть дети, имеющие
инвалидность и их родители. Это дети с РАС, умственной отсталостью, синдромом Вильямса
и др., нуждающиеся в психолого-педагогической помощи.
Группа должна быть небольшой, чтобы обеспечить необходимое разнообразие
взаимодействий, и достаточно компактной, чтобы каждый мог чувствовать себя её
неотъемлимой частью. Оптимальным количеством можно считать 10 участников(5 детей+5
родителей), это даёт возможность свободного взаимодействия детей друг с другом и с
родителями.
мая 2019 года на базе муниципального учреждения Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи «Гармония» города Углича. Всего в апробации приняло
участие 30 человек (из них 15 детей и 15 взрослых (родители).
Наш опыт показывает, что эффективность предлагаемой Программы работы с детьми с ОВЗ
зависит от степени заинтересованности, инициативности родителей, которые должны быть
не сторонними наблюдателями, а активными помощниками в реализации данной
Программы.
Подводя итог реализации коррекционно-развивающей психолого-педагогической
Программы «Арт-студии «Разноцветный мир» можно сделать общие выводы об
эффективности и результативности проведенных мероприятий:
В ходе реализации Программы у детей наблюдается положительная динамика в умении
ориентироваться на сенсорные эталоны, узнавать предметы по заданным признакам,
сравнивать предметы по внешним признакам. Дети овладели умением ориентироваться в
пространстве и видеть временные рамки своей деятельности, и что очень важно
целенаправленно выполнять действия по инструкции. Родители в свою очередь отмечают
улучшение взаимоотношений со своим ребёнком и повышение компетентности в вопросах
развития и воспитания своего ребёнка.
Сенсорное развитие детей с ОВЗ в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно.
Бедность и недостаточность восприятия, слабая активность, меньший, чем в норме объем, замедленность
процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют их знакомство с
окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью;
отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они не использовали
(слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), а по результатам проявляется меньшая полнота и
недостаточная точность, односторонность. Нарушения зрительной сферы отмечаются в бедности и
недифференцированности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи
слова со зрительным представлением предмета. Недостаточность пространственно-предметных,
временных представлений – в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных
элементов, уподоблении образов одних объектов другими. Кроме того, у многих детей отмечается
скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой
моторики
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и
сенсорных процессов у детей наблюдается
положительная динамика в умении:
ориентироваться на сенсорные эталоны;
узнавать предметы по заданным признакам;
сравнивать предметы по внешним признакам;
классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному
назначению;
практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
давать полное описание объектов и явлений;
различать противоположно направленные действия и явления;
видеть временные рамки своей деятельности;
определять последовательность событий;
ориентироваться в пространстве;
целенаправленно выполнять действия по инструкции;
самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
опосредовать свою деятельность речью.
В результате посещения родителями занятий в арт-студии
гармонизация детско-родительских отношений;
формирование у родителей позитивного восприятия личности ребенка;
гармонизация взаимоотношений и взаимодействия со своим ребенком,
повышение родительской компетентности в вопросах особенностей развития и
воспитания;
повышение жизненного тонуса родителей
Формирование у ребенка правильного многогранного полифункционального представления
об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития
и более эффективной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий
познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
по отношению к детям
формирование на основе активации работы всех органов чувств адекватного
восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их
свойств;
коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического
и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы,
конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в
пространстве
формирование пространственно – временных ориентировок;
развитие слухоголосовых координаций;
формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем
многообразии свойств и признаков его объектов
совершенствование сенсорно – перцептивной деятельности;
обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей
терминологии
исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно – моторной
координации;
формирование точности и целенаправленности движений и действий.
развитие у детей навыков социального общения
по отношению к родителям
формирование у родителей позитивного восприятия личности ребенка с
нарушениями развития.
гармонизация взаимоотношений и взаимодействия со своим ребенком,
повышение родительской компетентности в вопросах особенностей развития и
воспитания, использования гармоничных моделей воспитания ребёнка с ОВЗ, что в
перспективе обеспечит его оптимальную социальную адаптацию
повышение жизненного тонуса родителей и детей
На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за развитием психомоторных навыков детей с ОВЗ. В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня
сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся (на основе
диагностических заданий Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича) и анкетирование родителей по
вопросу удовлетворенности работы по программе арт-студия «Разноцветная книга».
Контрольно-измерительные материалы
1. Оценка ручной моторики:
— выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и
пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и
каждого следующего пальца;
— координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна
кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение
положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.
Тесты зрительно-моторной координации:
— срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с
соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
— срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех
элементов и размеров образца.
2. Оценка тактильных ощущений:
— узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ)
правой и левой рукой попеременно;
— узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг,
прямоугольник) геометрических фигур.
3. Оценка владения сенсорными эталонами:
Тесты цветоразличения
— раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до
самого светлого;
— называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета,
имеющих собственное название (малиновый, алый и т.
4.Различение формы
— группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд
треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15
предложенных).
В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество
предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24).
5. Восприятие величины
— раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2
до 20 см;
— ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия,
определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.
6. Оценка зрительного восприятия:
— узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
— узнавание контурных изображений (5 изображений);
— узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);
— выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.
7. Оценка слухового восприятия:
— воспроизведение несложных ритмических рисунков;
— определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон):
шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
— определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки;
услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).
8. Оценка пространственного восприятия:
— показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу,
вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
— выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения
предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше —
ниже и т. д.);
— конструирование по образцу из 10 счетных палочек.
обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами
соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и
педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной
подготовки в рамках обозначенной темы. Педагог-психолог должен иметь четкое
представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с
ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации
образовательного и реабилитационного процесса.
Требования к специалистам, реализующим программу:
психологическое образование;
знание теоретических основ, в частности возрастной, коррекционной психологии и
др.
владение методами психокоррекции;
владение навыками развивающей работы в рамках арт-терапии и метода
нейрокоррекции;
гибкость в использовании методов и методик развивающего воздействия и т.п
Специалист, реализующий программу должен быть: толерантным, чутким,
доброжелательным, тактичным