Профилактика насилия в отношении детей и подростков "Песчинка. А если мы поговорим об этом?"
Потоцкий Дмитрий Олегович
В программе «Песчинка» профилактика понимается как динамическое движение, основанное на контексте, в котором реализуется проект. Речь не идет о необходимости предостережения об опасности насилия: это и так очевидно и с этим никто не спорит. Задачей программы скорее является создание позитивной динамики в области профилактики насилия в отношении подростков в данном конкретном контексте экосистемы. Основу этой динамики составляет иное понимание ситуации насилия (каким бы оно ни было), иной взгляд на агрессивное поведение. Программа не столько говорит об опасности, которую представляет собой насилие (и поэтому оно должно быть наказуемо), сколько показывает, каким образом каждый человек может противостоять насилию, может его избежать, используя те возможности, которыми он располагает. Профилактическая программа «Песчинка» несет в себе довольно простую мысль: нужно дать понять каждому молодому человеку и
каждому взрослому, участвующему в программе, что существует альтернатива насилию. Ее недостаточно лишь обозначить, необходимо создать все условия для ее серьезного осознания. Важно не показывать, что необходимо делать, а создавать ситуации, в которых человек будет действовать сам или взаимодействовать с другими, чтобы разорвать замкнутый круг насилия
(жертва/насильник, цепная реакция…), чтобы самому или с помощью другого человека выбраться из затруднительного положения. «Песчинка» — это больше профилактическая программа, чем метод профилактики. Только размышляя и работая вместе с молодыми и взрослыми людьми над реальными ситуациями насилия, не поддаваясь влиянию стереотипов и определенных представлений о насилии, каждый человек сможет «опробовать», подвергнуть испытанию свои собственные ресурсы, слабые и сильные стороны, позволяющие противостоять таким ситуациям. Предлагаемая программа включает в себя занятия, представленные в программе «Песчинка» и направлена на профилактику насилия в отношении подростков.
Подробная информация
Данная программа подходит для детей подросткового
возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, «группе риска» или
ранее переживших кризисную ситуацию. Работа по данной программе позволяет оказывать помощь подросткам на всех этапах кризисной ситуации.
Семья:
Дефицит реальных социальных связей, социальной поддержки, представлений о значимых взрослых людях, моделей конструктивного взаимодействия, психологического благополучия, чувства безопасности, уверенности в себе, самоконтроля и саморегуляции.
Школа:
Дефицит благоприятного социально-психологического климата.
Завышенные требования педагогов, не учитывающие индивидуальные особенности учащихся.
Отсутствие опыта самостоятельной социально значимой деятельности.
Территория:
Дефицит образовательных, культурных и социальных ресурсов для личностного, профессионального и социального самоопределения детей и подростков.
В целом целью программы «Песчинка» является создание эффективной системы предотвращения насилия в отношении детей и подростков. Выявление опасных ситуаций, преодоления одиночества молодых
людей, оставшихся один на один со своей проблемой, повышение их способности к самостоятельным активным действиям и выявление в окружении каждого молодого человека «референтных» взрослых.
В нашей программе мы уточняем цель: профилактика насилия в отношении подростков, средством проведения занятий программы «Песчинка», а также формирование у психологов или социальных педагогов образовательных учреждений навыков «референтного взрослого», но при этом каждый взрослый может стать для детей и подростков таким взрослым.
1) Формирование у подростков адекватной оценочной деятельности,
направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих
людей.
2) Информирование подростков о существующих службах оказания
помощи и правилах обращения.
3) Привлечение внимание к данной проблеме сотрудников образовательных учреждений, обучение их распознавать опасность, которая может
грозить ребенку, чтобы прийти ему на помощь и, в случае необходимости,
направить в соответствующую службу и оказывать непосредственную поддержку пострадавшим детям.
4) Снятие психоэмоционального напряжение в подростковой группе.
5) Формирование у подростков положительных социально-личностных качеств, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.