Программа коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате «Удивительно знакомый мир» для учащихся 1-4 классов
тел. 89379139342
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 51 Г. ПЕНЗЫ
Методика коррекционной работы в сенсорной комнате основана на постепенном включении сенсорных ощущений. В одном занятии можно развивать и мелкую моторику через игры со светооптическими нитями, и воображение – через рассматривание и описание фантастических узоров, и снижать эмоциональную напряжённость через релаксацию. Сенсорная комната позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир и обрести уверенность в себе. Занятия в сенсорной комнате помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела, зрительно – моторной координации. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. Проводимые занятия в сенсорной комнате оказывают многогранное положительное влияние на весь организм в целом
Для здоровых детей занятия в сенсорной комнате могут быть направлены на решение самых различных задач: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия; активация различных функций центральной нервной системы за счёт создания обогащённой мультисенсорной среды; стимуляции ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.); развитие двигательных функций; создание положительного
эмоционального фона, повышение мотивации. Таким образом, занятия программе «Удивительно знакомый мир» в сенсорной комнате рассчитаны на широкую аудиторию.
Подробная информация
Программа разработана для учащихся 1-4 классов.
Количество участников формирующего эксперимента: группа - 8 человек.
Контрольную группу составили: 8 человек.
Диагностика проводилась в обоих группах в 1-м классе и по окончании
реализации программы в 4-м классе (в контрольной группе занятия не проводились).
Семья:
Дефицит реальных социальных связей, социальной поддержки, представлений о значимых взрослых людях, моделей конструктивного взаимодействия, психологического благополучия, чувства безопасности, уверенности в себе, самоконтроля и саморегуляции.
Школа:
Дефицит благоприятного социально-психологического климата.
Завышенные требования педагогов, не учитывающие индивидуальные особенности учащихся.
Отсутствие опыта самостоятельной социально значимой деятельности.
Территория:
Дефицит образовательных, культурных и социальных ресурсов для личностного, профессионального и социального самоопределения детей и подростков.
наличие у младших школьников социально адаптированных поведенческих
стратегий во взаимодействии и общении с другими, приобретение навыков
саморегуляции эмоционального состояния
Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального
здоровья учащихся с помощью мультисенсорной среды.
1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
2) создание положительного эмоционального состояния;
3) формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений
собственного тела;
4) облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в
конструктивное русло;
5) формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии;
6) развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;
7) развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.
Качественные: желание детей посещать занятия в сенсорной комнате,
благоприятный эмоциональный фон на занятиях, установление
доброжелательных отношений между ведущим и участниками, положительная
устная обратная связь в конце каждого занятия.
Количественные: Эмоции хорошо дифференцированы, основные социальные
эмоции сформированы, есть понимание «хороших» и «плохих» эмоций,
отношение к разным видам деятельности положительное, умение правильно
оценивать проблемную ситуацию