Образовательная психолого-педагогическая программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей "Пойми меня"
Телефон рабочий 8(38249) 21-427
Телефон мобильный 8-913-104-6907
Адрес Томская обл., с. Бакчар, ул. Ленина, 53
Образовательная психолого-педагогическая программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей «Пойми меня» (далее Программа) помогает потенциальным и уже опытным замещающим родителям получить полноценную подготовку и поддержку: психологическую, педагогическую, процедурную, юридическую.
Данный курс обучения составлен в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.03.2015 № 235 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей», а также требованиями Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации (утвержденной Приказом Департамента по вопросам семьи и детей Томской области №310-п от 06.12.2012 г.). Программа апробирована и успешно используется в школе приемных родителей. На занятиях тренер-психолог помогает потенциальным замещающим родителям разобраться в различных жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей, квалифицированно решать возникающие проблемы, строить доверительные отношения с детьми. Люди, желающие взять ребенка в семью, чаще всего не предполагают, какие изменения ждут их семью, с какими трудностями им придется столкнуться, как подготовить свой дом и оформить документы. Даже если в семье есть успешный опыт воспитания детей, необходимо понимать, что у детей-сирот (большую часть из которых в нашей стране составляют социальные сироты) нет положительного опыта проживания в семье. Кроме того, этих детей характеризует отставание в развитии, психические, физиологические отклонения и психосоматические заболевания, спровоцированные факторами потери семьи и длительным проживанием в условиях учреждения.
Таким образом, Программа может быть рекомендована для использования в работе педагогам-психологам при проведении курса в Школе приемных родителей, а также при организации клубных мероприятий для замещающих семей.
Подробная информация
свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также замещающие родители.
процессе Школы приемных родителей ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения
родителей, Бакчарского района» на заседании педагогического совета центра (протокол №1 от
25.08.2015г.), одобрена, утверждена приказом №173 от 02.09.2015 и успешно была
апробирована в течение четырех лет. В ходе ее реализации обучение прошло 195 кандидатов и
замещающих родителей Томской области.
осознанное восприятие потенциальными замещающими родителями своих
чувств, ожиданий, мотивов в процессе принятия решения стать семьей ребенку,
оставшемуся без попечения родителей;
формирование у потенциальных замещающих родителей четких
представлений об особенностях ребенка-сироты и процесса адаптации его в приемной
семье;
повышение уровня психолого-педагогической компетентности замещающих
родителей;
более грамотная родительская позиция потенциальных замещающих
родителей в вопросах воспитания и формирования привязанности у принятого в семью
ребенка, его взаимосвязи с биологической семьей;
развитие способности у потенциальных замещающих родителей применять
полученные теоретические знания на практике;
понимание замещающими родителями причин возникающих проблем и
умение находить пути их решения;
осознанное восприятие замещающими родителями факта появления ребенка
в семье;
повышения уровня психологической готовности к замещающему
родительству
Помочь кандидатам в замещающие родители принять осознанное решение по
поводу приема ребенка в семью.
Повысить уровень родительских психолого-педагогических компетенций.
Способствовать успешной адаптации приемного ребенка в семье; снижению
риска возврата ребенка в государственное учреждение.
Повысить уровень психолого-педагогических знаний и навыков кандидатов в
замещающие родители.
Помочь кандидату разобраться в своих чувствах и намерениях, оценить свою
психологическую готовность.
Сформировать представление о депривационных нарушениях ребенка,
оставшегося без попечения родителей; синдроме социального сиротства; потребностях
ребенка.
Донести информацию о роли социального окружения для развития ребенка.
Раскрыть возможности разных стилей воспитания.
Развить толерантные установки, эмпатийные и экспрессивные умения
замещающих родителей.
Настроить будущего замещающего родителя на дальнейший контакт со
специалистами Службы сопровождения замещающих семей.
В практике работы используются различные способы и методы мониторинга
реализации программы подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей «Пойми меня»: анализ данных, анкетирование,
наблюдение, опрос, специальные диагностические методики.
Мониторинг проводится в 2 этапа (входящая, итоговая диагностика).
Примерный психодиагностический комплекс методик включал в себя:
авторское глубинное интервью для первичного собеседования с кандидатами и
замещающими родителями; диагностику самооценки мотивации одобрения (тест на
искренность ответов Д. Марлоу и Д. Крауна); диагностику полимотивационных тенденций
в «Я-концепции» личности (С. М. Петрова); «Опросник мотивации приема» (В.Н. Ослон),
тест М. Люшера (и интерпретационные коэффициенты Г.А. Аминева), СМИЛ (Л.Н.
Собчик), тест «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерса); Немецкий опросник
социальной поддержки F-SOZU-22 (G. Sommer, T. FYDRICH, 1993), опросник «Семейной
динамики» (адаптирован А.Б. Холмогоровой, Н.Г. Гаранян и др.), «Критерии (факторы
риска) для оценки замещающей семьи" (адаптированы С.П. Борзовым, Е.В. Селениной).
В результате первичного и итогового мониторинга определяется степень
психологической готовности кандидатов в замещающие родители, ресурсы для воспитания
приемных детей, выделяются риски.
Также в работе используются методы наблюдения, беседа, качественный анализ для
содержательной интерпретации результатов, методы описательной статистики.
Качественный и количественный показатель оценивается с помощью сравнения
результатов первичного и итогового мониторинга, успешного прохождения кандидатами в
замещающие родители итогового собеседования, принятия осознанного решения взять на
воспитание в свою семью ребенка.
Кроме того, запуская анкету-отзыв, получаем обратную связь от родителей,
прошедших обучение, в которой они оставляют свои пожелания, замечания, дают оценку
содержанию и организации обучения по Программе (Приложение 4).