Фролова Надежда Сергеевна
Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с нарушениями в развитии, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Одна из важнейших задач системы образования заключается в развитии готовности образовательной среды к работе с детьми, имеющими различные нарушения в развитии. Для этого необходимо:
- создание условий, необходимых для профилактики отрицательной динамики в развитии ребенка;
- создание условий для максимального проявления и развития всех его способностей;
- повышение комфортности образовательной среды для каждого воспитанника;
- организация сопровождения особого ребенка в образовательной среде.
План деятельности педагога-психолога предусматривает работу по всем направлениям (профилактика, диагностика, консультирование коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза), связанных между собой общими целями и задачами. Предусматривает систему взаимодействия с родителями, педагогами, специалистами, администрацией МБДОУ.
Цель работы педагога-психолога: создание психолого-педагогических условий для реализации образовательного процесса в ДОУ, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ, оказание психолого-педагогической помощи детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ развития и социальной адаптации.
Задачи деятельности:
• Осуществлять психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ;
• Оказывать психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации, проводить психолого-педагогическую диагностику детей;
• Осуществлять психологическое сопровождение формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность и преемственность в реализации ФГОС на уровне начального общего образования;
• Организовывать работу по психопрофилактике и здоровьесбережению в ДОУ;
• Осуществлять психологическое сопровождение одаренных детей, победителей, и лауреатов художественно-эстетической направленности;
• Проводить психологическое консультирование и просвещение субъектов образовательного процесса;
• Взаимодействовать со специалистами других учреждений, с общественными организациями, в процессе реализации образовательных задач;
• Проводить аналитическую работу, направленную на осмысление результатов проведенной в течение года работы;
• Участвовать в экспертной работе;
• Формировать методическое и дидактическое оснащение кабинета педагога-психолога, заполнять учетно-отчетную документацию;
• Повышать профессиональную квалификацию, обобщать опыт работы, участвовать в работе МО педагогов-психологов образовательных учреждений Елизовского муниципального района.
Структура плана:
1. Диагностическая работа.
2. Коррекционно-развивающая работа.
3. Психопрофилактика и просвещение.
4. Консультирование.
5. Организационно-методическая работа. Экспертная работа.
Взаимодействие с родителями предусматривает работу по следующим направлениям деятельности педагога-психолога: диагностическое, консультативное, профилактическое, просветительское, организационно-методическое (разработка рекомендаций по преодолению возникающих сложностей, подготовка к проведению различных семинаров и т.п.).
Основной целью профессиональной деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и его участников, нацеленное на обеспечение условий для сохранения их психофизиологического здоровья. И одним из ключевых направлений работы педагога-психолога по сопровождению образовательного процесса в учреждении является психопрофилактика.
Работа с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности, охваченных психолого-педагогическим сопровождением в рамках интегрированного и инклюзивного обучения.
В МБДОУ «Детский сад №3 «Жар-Птица» взаимодействие объединяющих специалистов для психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и/или с особенностями в развитии, а также воспитанников, имеющих трудности при адаптации к условиям учреждения, организованно в форме психолого-медико-педагогического консилиума. Содержание и форма реализации коррекционно-развивающей работы определяется для каждого воспитанника в соответствии с учетом его индивидуальных особенностей, а также в случае признания ребенка с ОВЗ на основе рекомендаций ТПМПК. Для детского сада заключение ТПМПК является основанием для создания специальных условий для обучения ребенка с ОВЗ, написания АООП в зависимости от вида нарушения, составления индивидуального образовательного маршрута.
Дополнительная дифференцированная работа с различными категориями обучающихся.
Дополнительная, дифференцированная работа с воспитанниками, относящимися к категории «группа риска», предусматривает работу по следующим направлениям деятельности педагога-психолога:
• Диагностическое (наблюдение за воспитанниками, индивидуальная диагностика и т.п.);
• Коррекционно-развивающая (проведение коррекционно-развивающих занятий в подгрупповой и индивидуальной формах);
• Консультирование (проведение индивидуальных консультаций, подгрупповых консультаций для воспитателей и родителей (законных представителей);
• Организационно-методическое (разработка рекомендаций для воспитателей, родителей, разработка индивидуальных маршрутов сопровождения и т.п.);
• Экспертная деятельность по запросу суда и органов опеки. (За последние три года таких обращений не было).
В ДОУ осуществляется работа по развитию творческих способностей и интересов обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ и инвалидов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях и других массовых мероприятиях. Педагогом-психологом эпизодически ведется работа по психолого-педагогическому сопровождению и поддержке одарённых и талантливых детей, семей воспитанников МБДОУ «Детский сад №3 «Жар-Птица»:
• Сопровождение победителей и лауреатов интеллектуальной, художественно-эстетической, военно-патриотической, экологической, туристическо-краеведческой направленности.
• Подготовка и проведение совместно со специалистами ДОУ мероприятий, направленных на активизацию личностных ресурсов детей: «Подготовка творческих номеров», «Конкурсы рисунков, поделок на разную тематику», «Участие в районных спортивных, музыкальных мероприятиях». (Ежегодно)
В своей работе применяю следующие технологии:
Личностно-ориентированные
- Технология индивидуализированного обучения и сопровождения (модель индивидуального образовательного маршрута, индивидуальных коррекционно-развивающих программ психолого-педагогического сопровождения ребенка). Технология коррекционно-развивающего обучения.
- Технология сотрудничества. Технология использования предметно-развивающей среды.
- Метод проектов. Технология «портфолио» (рефлексивное портфолио).
Коммуникативно-диалоговые
- Дискуссия, беседа. Интервью. Круглый стол.
Проблемно-поисковые
- Решение проблемных задач, ситуаций, квесты.
Игровые
-
Технология проведения занятия-игры, игрового сеанса, тренинга.
-
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.)
-
Технология недирективной игровой терапии (В. Экслайн)
-
Проблемно-игровые технологии (интеллектуальные игры Никитин, Воскобович и т.д.)
-
Большая психологическая игра (М. Битянова)
Рефлексивные
- Вербальные и невербальные методы рефлексии.
Технологии групповой деятельности
- Групповая работа. Межгрупповая работа. Тренинговые технологии. Мастер-классы.
Технологии развивающего обучения
-
Программа воспитания и обучения в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
-
Технологии творчества, направленные на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов). ТРИЗ. Технология моделирования.
Технологии интеграции в образовании
- Интегрированные досуги, тематические дни.
Здоровьесберегающие
- Физкультурно-оздоровительные (подвижные игры, динамические паузы, релаксация, различные виды гимнастик).
- Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
- Психокоррекционные технологии (арт-техники, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, песочная терапия, телесно-ориентированная терапия, игротерапия).
Арт-технологии
- Изотерапия, куклотерапия, коллаж, метафорические карты.
Технологии сказкотерапии
- Использование готовых произведений, сочинение историй, разыгрывание с помощью кукол.
Технологии песочной психотерапии
- Игротерапия с песком (В. Экслайн), использование световой песочницы в рамках арт-терапии, моделирование сказок и историй на песке.
Информационно-коммуникационные
-
Информационно-компьютерные технологии (Конструктор тестов, ИОМ, компьютерная диагностика. Использование в работе ЦОР, компьютерных программ).
-
Применение сетевых и дистанционных технологий: сетевое взаимодействие, дистанционное обучение, создание Веб-страниц. Работа в сетевых социальных сервисах WEB 2.0
Работа специалиста строится с использованием программ, рассмотренных и одобренных на заседании педагогического совета ДОУ.
Программы, составленные педагогом-психологом:
- Модифицированная программа «Вместе весело шагать», направлена на профилактику дезадаптации к детскому саду детей 2-4 лет. Утверждена заведующей ОО;
- Модифицированная программа по развитию моторики и графомоторных навыков для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные обводилки», направлена на формирование предпосылок необходимых для осуществления любой практической и особенно учебной деятельности). Утверждена заведующей ОО.
- Модифицированная коррекционно-развивающая программа «К школе готовы!». (Направлена на коррекцию познавательного развития, подготовку к обучению в школе)
- Модифицированная коррекционно-развивающая программа «Развивай-ка» (Направлена на снятие состояния психического дискомфорта, коррекцию познавательно-речевых процессов, отработку навыков общения с детьми с ОНР).
Другие программы, применяемые в коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога:
- Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательных способностей старших дошкольников. Автор Громова Т.В.;
-
(Направлена на психокоррекцию свойств внимания, восприятия, мышления памяти; развитие мелкой моторики рук)
- Коррекционно-развивающая программа «Карандаш и волшебный клубочек», авторы Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н.
-
(Направлена на развитие мелкой моторики рук и подготовку детей 5-7 лет к рисованию и письму)
- Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет «Уроки добра», автор Семенака С.И.;
-
(Направлена на формирование у детей доброжелательного поведения, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения)
- Коррекционно-развивающие занятия «Цветик-семицветик» младшая группа, автор Куражева Н.Ю (Направлена на развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы детей)
- Коррекционно-развивающие занятия «Цветик-семицветик» средняя группа, автор Куражева Н.Ю (Направлена на развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы детей)
- Коррекционно-развивающие занятия «Цветик-семицветик» старшая группа, автор Куражева Н.Ю (Направлена на развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы детей)
- Коррекционно-развивающие занятия «Цветик-семицветик. Путешествие будущих первоклассников» подготовительная группа, автор Куражева Н.Ю
-
(Направлена на развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы детей)
- Психологический тренинг для будущих первоклассников, автор И.Л.Арцишевская (Направлена на коррекцию познавательного развития, подготовку к обучению в школе)
- «Тропинка к своему Я», авторы О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев, И.М.Первушина (Направлена на развитие социально-эмоциональной сферы ребенка, формирование личностной готовности к школе)
- Комплексная коррекционно-развивающая программа «Подготовка к школе детей с РАС» (Программа рекомендована к применению ФПО. Авторы-составители: Вельдер П.М., врач-педиатр; Кривуллина Л.А., педагог-психолог, член федерации психологов России; Меркулова М.М., учитель-дефектолог Рыбина Е.В., учитель-логопед Сидорова Л.Н., учитель-дефектолог Шведова Э.Ш., педагог-психолог, член федерации психологов России)
-
(Направлена на формирование необходимых качеств ребенка, обеспечивающих частичную интеграцию в условиях ОО)
- Коррекционно-развивающая программа «Формирование психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями» (Программа рекомендована к применению ФПО. Автор: Губанова Лидия Васильевна, под общей редакцией к.п.н., Ткачевой Ирины Александровны)
-
(Направлена на формирование предпосылок к обучению и профилактику школьной дезадаптации)
- Коррекционно-развивающая программа «Развитие» для работы с детьми ОНР 5-7 лет
-
(Направлена на снятие состояния психического дискомфорта, коррекцию познавательно-речевых процессов, отработку навыков общения с детьми и взрослыми)
(Программа рекомендована к применению ФПО. Автор: педагог-психолог СПДС «Иволга» г. Жигулевска высшей категории Зинченко Галина Ивановна)
- Коррекционно-развивающая программа «Оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям среднего дошкольного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития (расстройство аутистического спектра и умеренной умственной отсталостью)». (Рекомендована ФПО, авторы Зотова Е.Г., Палкетова Л.В., ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования», г.Челябинск)
-
(Направлена на социальную адаптацию и коррекцию детей с ОВЗ)
- Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Бусинки» (Направлена на оказание помощи детям раннего возраста с РАС).
-
(Программа рекомендована к применению ФПО. Авторский коллектив: Кондакова Ольга Николаевна, педагог-психолог высшей категории, член Российской Федерации психологов образования Рой Светлана Николаевна, учитель-дефектолог, учитель-логопед высшей категории Палкетова Лариса Вениаминовна, учитель-логопед первой категории ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования», г. Челябинск)
- Музыкально-коррекционные занятия для детей дошкольного возраста «Мы друг другу рады!», автор Котышева Е.Н. (Программа направлена на психо-коррекцию детей ОВЗ с использованием музыки).
- Программа-технология позитивной социализации дошкольников «Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия» (Соответствует ФГОС ДО), (Направлена на эмоциональное и социальное развитие дошкольника). Под общей редакцией Кривцовой С.В.
И другие программы сопровождения семей в трудной жизненной ситуации, работа со страхами, коррекции детско-родительских отношений, работа с психотравмой. И др.
Все программы являются апробированными, имеют гриф разрешающий их к использованию специалистами и утверждаются руководителем образовательного учреждения.
- Модифицированная программа «Вместе весело шагать», направлена на профилактику дезадаптации к детскому саду детей 2-4 лет. Утверждена заведующей ОО;
- Модифицированная программа по развитию моторики и графомоторных навыков для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные обводилки», направлена на формирование предпосылок необходимых для осуществления любой практической и особенно учебной деятельности). Утверждена заведующей ОО.
- Модифицированная коррекционно-развивающая программа «К школе готовы!». (Направлена на коррекцию познавательного развития, подготовку к обучению в школе)
- Модифицированная коррекционно-развивающая программа «Развивай-ка» (Направлена на снятие состояния психического дискомфорта, коррекцию познавательно-речевых процессов, отработку навыков общения с детьми с ОНР).
А также педагогом-психологом составлено множество буклетов, памяток, консультаций, методических разработок занятий с детьми, семинаров-практикумов, тренингов и многое другое.
Особое внимание уделяется работе с педагогами по профилактике профессионального выгорания. Педагогом проводятся семинары-практикумы, тематические педсоветы, тренинговые занятия, индивидуальные и групповые консультации педагогов.
Специалист в системе проводит сопровождение периода адаптации детей к ДОУ, профилактику дезадаптации воспитанников к школе. Результаты диагностических исследований в обобщенном виде представляет на родительских собраниях и индивидуальных консультациях для педагогов и родителей. В младших группах детского сада система работы по адаптации к ДОУ включает наблюдение, как метод диагностики, определение уровня адаптации, занятия по программе «Вместе весело шагать!» в течение полугода, индивидуальные коррекционные занятия с детьми, испытывающими трудности адаптации, а также родительские собрания и индивидуальные консультации родителей. На занятиях с детьми учитываются возрастные и индивидуальные особенности. Детям очень нравятся эти занятия. Они с нетерпением ждут, когда к ним придет Надежда Сергеевна с волшебной коробочкой, в которой обязательно их ждет какой-то сюрприз.
Педагог-психолог осуществляет психологическое сопровождение детей с ОВЗ.
Педагог активно рассказывает о необходимости и значимости психологических занятий. Хорошо подобран и систематизирован просветительский материал различной тематики. Составлены буклеты и памятки с рекомендациями, созданы тематические видеоролики и презентации.
Психолог постоянно совершенствует свой профессиональный уровень, участвуя в семинарах, конференциях, курсовой подготовке, работе районного методического объединения дошкольных педагогов-психологов.
Надежда Сергеевна пользуется уважением среди коллег, воспитанников и их родителей.
Статья, написанная педагогом на Бушелевские чтения в 2016 году и вошедшая в сборник.
УДК 371.125.8
Н.С. Фролова
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
(из опыта работы)
"Главной задачей детского психолога является обеспечение условий для сохранения психоло-гического здоровья всех участников образовательного процесса, поскольку именно психологиче-ское здоровье лежит в основе полноценного психического развития ребенка на всех возрастных этапах.
Педагог-психолог дошкольного учреждения помогает в создании благоприятного для разви-тия ребенка климата. Обязательным условием создания комфортной среды в детском саду являет-ся взаимодействие педагога-психолога не только с детьми, но и с родителями и педагогами. Не просто сделать такое взаимодействие востребованным со стороны взрослых.
Необходима системная работа педагога-психолога по мотивированию родителей и педагогов к сотрудничеству в рамках психологического сопровождения. Сделать такое взаимодействие эф-фективным позволяет одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога — пси-хопрофилактика.
Психопрофилактическая деятельность в детском саду, проводимая ...."
Эссе на тему:
«Моё призвание – психолог»
….Из всех приключений, уготованных нам жизнью самое важное и интересное - отправиться в путешествие внутрь самого себя...
Меня зовут Фролова Надежда Сергеевна. Я родилась 28 июня 1980 года. Получила высшее образование в БИЭПП (Балтийский Институт Экологии Политики и Права) по специальности педагог – психолог. Несколько лет после окончания Института не могла устроиться по профессии. Но мне очень хотелось работать психологом. Работала организатором в школе, воспитателем в детском саду. Всё надеялась, что подвернётся случай и сбудется моя мечта. Ждала я долго и вот, наконец, мечта осуществилась! Работала учителем начальных классов и школьным психологом в Лесновской школе. С августа 2015 года поменяла место жительства и устроилась психологом в детский сад. Общий педагогический стаж составляет более 16 лет. Квалификационная категории высшая. Принимаю участие во многих интернет-конкурсах, пишу статьи, выступаю на методических объединениях. Как могу распространяю свой опыт. За последние несколько лет прошла профессиональную переподготовку по специальности "Дошкольная дефектология" и "Менеджмент". На дефектолога пошла учиться в свете нововведений в Российское образование. Увеличения количества детей с особенностями развития, инклюзия, новый профстандарт педагога-психолога и т.д. Так сказать, чтобы быть в тренде. "Менеджмент и государственное управление" выбрано также не случайно. Человек всегда стремится к самосовершенствованию. Высшая категория у меня уже есть, но еще есть куда стремиться.
О профессии психолога
- Между родственными профессиями «психолог», «психотерапевт» и «психиатр» есть существенная разница. Психотерапевт и психиатр — врачи, окончившие медицинские учебные заведения. Психолог же получает образование по специальности «Психология» на психологических факультетах профильных ВУЗов и врачом не является. Предметом деятельности психолога является не патологическое нарушение психики человека, а его душевное состояние и внутренний мир.
- Психолог — одна из тех профессий, которая становится частью её носителя. Становясь психологом, ты становишься им навсегда! Наблюдая за своими детьми, общаясь с родными и близкими, ты не можешь не использовать свои профессиональные знания и опыт. Предмет изучения психологии — человеческая душа — неисчерпаем.
Древнегреческий философ Аристотель в трактате «О душе» писал, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как «оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном».
Но даже самый лучший психолог не может дать стопроцентный универсальный рецепт для избавления от всех проблем. Он ищет пути решения проблемы вместе с самим человеком, которому нужна помощь, помогает найти внутренние ресурсы организма. Психолог даёт возможность человеку взглянуть на жизнь в целом и на саму проблему под другим углом, направляя человека к мысли, что наша жизнь — в наших руках.
Важные качества психолога:
-
высокий общий и эмоциональный интеллект
-
умение внимательно слушать и слышать человека
-
терпимость
-
умение сопереживать и успокоить
-
тактичность
-
ответственность
-
наблюдательность
-
эмоциональная устойчивость
-
оптимизм и уверенность в своих силах
-
креативность
Мое профессиональное кредо:
- Мне очень нравится работать с притчами, сказками, метафорами (метафорическими картами).
- Притча это прекрасное, эффективное средство развития, общения, обучения. Одни из них приносят вдохновение, другие заставляют смеяться, третьи задуматься……….
Притча «Спасти одну звезду».
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
-Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.
-Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
-Но это просто глупо! — закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду,
на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
- Нет, мои попытки изменят очень много...
для этой звезды.
Провозглашая свое психологическое кредо, я исхожу из того, что каждая личность имеет право на выбор, ошибки и бездействие. И моя задача как психолога – лишь сопровождать клиента в процессе его исследования самого себя, помогать видеть себя и задавать правильные жизненные вопросы. И быть самим собой!
А закончу я своё эссе так:
О психологах с юмором
- Психически здоровых людей не бывает, бывают плохо обследованные!
- Оптимист видит свет в конце туннеля. Пессимист видит поезд идущий навстречу. И только психолог видит двух идиотов, сидящих на рельсах!
- Психолог как настоящий друг — это человек, который будет держать тебя за руку и чувствовать твое сердце.
Педагог-психолог имеет благодарности, грамоты, дипломы как на уровне образовательной организации, так и на районном, краевом и федеральном уровне (Почетная грамота Управления образования Администрации Елизовского муниципального района; Благодарность от МКУ «Информационно-методический центр» за помощь в формировании пакета диагностических материалов для обследования детей дошкольного возраста на ТПМПК; Почетная Грамота от администрации ОО и др.).