"Мыслитель"
Макарова Елена Владимировна
Программа «Мыслитель» предполагает комплексный подход к развитию интеллектуального, творческого и личностного потенциала обучающихся на основе современных достижений отечественных и зарубежных психологов и педагогов: М.А. Зиганова, Г.С. Альтшуллера, Ф. Лезера, Е.Л. Яковлевой, Ю.Г. Тамберга, Л.Г. Федоренко, Т. Бьюзена, Н.П. Гончарук, А.В. Микляевой, А.Л. Сиротюк, О.В. Хухлаевой, К. Фопеля, М.Р. Битяновой, А. Юшкова, М. Эпштейна.
Программа «Мыслитель» имеет социально-педагогическую направленность и создана на основе программ: М.А. Зиганова «Скорочтение» и «Мнемотехника», направленных на формирование навыков работы с большими объемами информации; Г.С. Альтшуллера «ТРИЗ», ориентированной на развитие творческого мышления; Л.Г. Федоренко «Качества ума», нацеленной на развитие когнитивных процессов, А.И. Савенкова, М.Р. Битяновой, Н.Л. Головизниной, А. Юшкова, М. Эпштейна: развитие мышления и основы исследовательской деятельности школьников, А.В. Микляевой «Я – подросток», О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я», К. Фопеля в основе которых - развитие эмоционального и социального интеллекта, понимание себя и других, развитие навыков общения и эффективного сотрудничества.
Подробная информация
Возрастная категория: от 12 до 15 лет
Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Сочи. Срок апробации: 2011-
2014 учебный год.
В рамках реализации программы учащимися с 2011 по 2014 учебный год было
написано 6 научно-исследовательских работ, ставших победителями и призерами городских,
краевых и всероссийских конференций (городская научно-практическая конференция
«Первые шаги в науку» г. Сочи, региональный открытый конкурс юношеских
исследовательских работ им. В.И. Вернадского г. Сочи, краевая научно-практическая
конференция «Эврика» г. Краснодар, ХХ Всероссийские юношеские Чтения им. В.И.
Вернадского г. Москва.
Семья:
Несформированность сюжетной игры.
Неразвитость знаково-символической функции мышления.
Безразличие к школьным успехам.
Отсутствие помощи в учебе.
Школа:
Отсутствие систем развивающего образования.
Малодифференцированный, публичный, нормо-ориентированный характер оценки учебных результатов.
Неспособность педагогов оказать своевременную помощь при учебных затруднениях.
Образовательная программа школы не учитывает возрастные особенности учащихся.
Не налажено взаимодействие школы и семьи.
Неразвитость системы дополнительного образования и внеурочной работы.
Территория:
Низкий образовательный ресурс региона.
В первый год обучения планируемые результаты в основном носят ознакомительный
характер: формирование представлений, обретение базовых знаний, умений и навыков. Во
второй год обучения расширение, углубление знаний, развитие умений и навыков. В третий
год обучения развитие и закрепление формируемых умений и навыков, практическое
применение знаний.
Планируемые результаты I года обучения
Образовательные (предметные) результаты:
У обучающегося будут сформированы базовые:
практические умения, необходимые для грамотной и эффективной работы с большими
объёмами информации;
представления об исследовательской деятельности, этапах исследовательской работы.
Обучающийся получит возможность для развития:
интереса к интеллектуальной, творческой, исследовательской деятельности;
интереса к парадоксам, инверсии, импровизациям, изобретательству;
стремление открывать и исследовать новое, способность к преобразованию;
умения строить и проверять гипотезы, предвидеть последствия;
общеинтелектуальных умений;
мыслительных операций, развитие когнитивных процессов, психических функций;
коммуникативной компетентности;
умений и навыков написания исследовательской работы, выступлений на конкурсах научнопрактических детских и юношеских исследовательских работ.
Личностные результаты:
Обучающейся научится:
правилам и культуре общения и поведения в социуме;
выражать свои чувства и мысли, понимать эмоции других людей;
навыкам рефлексии.
Обучающийся получит возможность:
познакомиться с культурой исследовательских деятельности научно-практических
конференций;
практиковать навыки ораторского мастерства;
познакомиться с навыками здорового образа жизни: сохранении психологического здоровья;
получения нового опыта поведения на тренинговых занятиях, способствующих повышению
социально-адаптивных возможностей личности.
Метапредметные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
мотивация к самопознанию, саморазвитию;
мотивация к социальному взаимодействию и сотрудничеству, социальной эмпатии;
навыки конструктивного общения, взаимодействия, сотрудничества.
Обучающийся получит возможность для формирования:
мотивации к самореализации;
способности находить новые, нестандартные способы решения задачи;
умение аргументировано вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
мотивации к исследовательской деятельности.
Планируемые результаты II года обучения года обучения
Образовательные (предметные) результаты:
У обучающегося будут сформированы:
интерес к интеллектуальной, творческой, исследовательской деятельности;
умения самостоятельно приобретать и применять знания;
и расширены практические умения эффективной работы с большими объёмами информации
и навыки рационального чтения;
интерес к парадоксам, инверсии, импровизациям, изобретательству;
стремление открывать и исследовать новое, способность к преобразованию;
умение строить и проверять гипотезы, предвидеть последствия;
знания, практические умения и навыки исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для развития и совершенствования:
общеинтелектуальных умений;
мыслительных операций, что будет способствовать усвоению научных знаний, создавать
условия для развития творческого мышления;
развитие когнитивных процессов, психических функций;
коммуникативной компетентности;
умений и навыков написания исследовательской работы, выступлений на конкурсах научнопрактических детских и юношеских работ.
Личностные результаты:
Обучающейся научится:
правилам и культуре общения и поведения в социуме;
навыкам ораторского мастерства;
выражать свои чувства и мысли, понимать эмоции других людей;
навыкам рефлексии;
будут сформированы и закреплены: навыки здорового образа жизни
активации ресурсов личности;
базовые навыки саморегуляции;
умение быть эффективными в ситуации экзамена, конкурса;
что будет способствовать повышению социально-психологической адаптации личности.
Обучающийся получит возможность:
формирования и развития культуры общения и поведения в сфере исследовательской
деятельности и научно-практических конференций.
Метапредметные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
мотивация к самопознанию, саморазвитию;
мотивация самостоятельно приобретать и применять знания;
способности находить новые, нестандартные способы решения задачи;
мотивация к социальному взаимодействию и сотрудничеству, социальной эмпатии;
навыки конструктивного общения, взаимодействия, сотрудничества;
умение аргументировано вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
мотивации к самореализации;
мотивации к исследовательской деятельности.
Планируемые результаты III года обучения года обучения
Образовательные (предметные) результаты:
У обучающегося будут сформированы и закреплены:
интерес к интеллектуальной, творческой, исследовательской деятельности;
углубленные практические умения и навыки эффективной работы с большими объёмами
информации;
умения самостоятельно приобретать и применять знания;
стремление открывать и исследовать новое, способность к преобразованию;
умение строить и проверять гипотезы, предвидеть последствия;
интерес к парадоксам, инверсии, импровизациям, изобретательству;
практические навыки и умения исследовательской деятельности;
Обучающийся получит возможность для развития и закрепления:
общеинтелектуальных умений;
мыслительных операций, развитие когнитивных процессов, психических функций,
способствующих развитию творческого мышления;
умений и навыков написания исследовательской работы, выступлений на конкурсах научнопрактических детских и юношеских работ.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
правила и культура общения и поведения в социуме;
способность выражать свои чувства и мысли, понимать эмоции других людей;
навыки рефлексии;
социально-коммуникативная компетентность;
навыки ораторского мастерства;
культура общения и поведения в сфере научно-практических конференций;
навыки здорового образа жизни, в том числе психологического здоровья и благополучия.
Метапредметные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
мотивация к самопознанию, саморазвитию, самореализации;
мотивация самостоятельно приобретать и применять знания;
способности находить новые, нестандартные способы решения задачи;
мотивация к исследовательской деятельности;
мотивация к социальному взаимодействию и сотрудничеству, социальной эмпатии;
навыки конструктивного общения, взаимодействия, сотрудничества;
умение аргументировано вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения
Развитие интеллектуального, творческого и личностного потенциала обучающихся.
Задачи I года обучения
Образовательные (предметные) задачи:
формирование у обучающихся интереса к интеллектуальной, творческой, исследовательской
деятельности;
обучение практическим умениям, необходимым для грамотной и эффективной работы с
большими объёмами информации;
формирование общеинтелектуальных умений обучающихся;
развитие мыслительных операций, развитие когнитивных процессов, психических функций;
развитие коммуникативной компетентности;
знакомство с научной, исследовательской деятельностью;
предоставление возможности написания исследовательской работы по психологии,
выступления на конкурсах научно-практических детских и юношеских исследовательских
работ.
Личностные задачи:
формирование культуры общения и поведения в социуме;
приобщение к культуре исследовательских деятельности научно-практических конференций;
знакомство с навыками здорового образа жизни: поддержка психологического здоровья
обучающихся;
предоставление возможности получения нового опыта поведения на тренинговых занятиях,
способствующих повышению социально-адаптивных возможностей личности.
Метапредметные задачи:
формирование мотивации к самопознанию, саморазвитию, самореализации;
формирование мотивации к социальному взаимодействию и сотрудничеству, социальной
эмпатии;
формирование мотивации к исследовательской деятельности.
Задачи II года обучения
Образовательные (предметные) задачи:
развитие у обучающихся интереса к интеллектуальной, творческой, исследовательской
деятельности;
расширение практических умений, необходимых для эффективной работы с большими
объемами информации;
развитие и совершенствование мыслительных операций, что обеспечивает усвоение научных
знаний, создает условия для развития творческого мышления;
формирование и развитие у обучающихся умения самостоятельно приобретать и применять
знания;
развитие когнитивных процессов, психических функций;
развитие и закрепление коммуникативной компетентности;
формирование и развитие практических навыков и умений исследовательской деятельности;
предоставление возможности написания исследовательской работы, выступления на
конкурсах научно-практических детских и юношеских исследовательских работ.
Личностные задачи:
формирование культуры общения и поведения в социуме;
формирование и развитие культуры общения и поведения в сфере исследовательской
деятельности и научно-практических конференций;
формирование и закрепление навыков здорового образа жизни: активации ресурсов
личности, обучение базовым навыкам саморегуляции (умении быть эффективными в
ситуации экзамена, конкурса), повышение социально-психологической адаптации личности.
Метапредметные задачи:
развитие мотивации к самопознанию, саморазвитию, самореализации;
формирование мотивации самостоятельно приобретать и применять знания;
развитие мотивации к социальному взаимодействию и сотрудничеству, социальной эмпатии;
развитие мотивации к исследовательской деятельности.
Задачи III года обучения
Образовательные (предметные) задачи:
развитие и закрепление у обучающихся интереса к интеллектуальной, творческой,
исследовательской деятельности;
углубление освоение практических умений эффективной работы с большими объемами
информации;
расширение общеинтелектуальных умений обучающихся;
закрепление у обучающихся умения самостоятельно приобретать и применять знания;
расширение и углубление практических навыков и умений исследовательской деятельности;
развитие когнитивных процессов, психических функций;
развитие и поддержание социально-коммуникативной компетентности;
предоставление возможности написания исследовательской работы, выступления на
конкурсах научно-практических детских и юношеских исследовательских работ.
Личностные задачи:
формирование культуры общения и поведения в социуме;
приобщение к культуре общения и поведения в сфере научно-практических конференций;
формирование и развитие навыков здорового образа жизни: профилактика стресса, обучение
конструктивным формам поведения, способствующим повышению социально-адаптивных
возможностей личности к постоянно меняющимся условиям жизни;
Метапредметные задачи:
поддержание мотивации к самопознанию, саморазвитию, самореализации;
поддержание и закрепление мотивации самостоятельно приобретать и применять знания;
поддержание мотивации к социальному взаимодействию и сотрудничеству, социальной
эмпатии;
поддержание и закрепление мотивации к исследовательской деятельности.
данной дисциплины необходим педагог с психологически образованием и опытом работы. Педагоги, преподающие по программе «Мыслитель» имеют как
психологическое, так и педагогическое образование, постоянно проходят качественное
обучение, повышают свою квалификацию, имеют опыт работы и продолжают нарабатывают
опыт