Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей «Мы - семья!»»
Электронная почта surin2002@mail.ru
Телефон рабочий 8(498)568-56-11
Телефон мобильный 8(903)717-23-34
Адрес 143401, Московская область, г. Красногорск,
ул. Пионерская д.23а
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей «Мы семья!» разработана с целью психолого - педагогического сопровождения процесса подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Основными формами психолого-педагогического сопровождения являются: групповые лекционно-консультативные занятия; тренинговые занятия; индивидуальные консультации.
Подробная информация
Красногорск, других муниципальных образований Московской области и г. Москвы. В ходе реализации на базе коррекционного отделения МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» программа доказала свою эффективность и неоднократно получала положительные отзывы родителей, принимавших участие в ее реализации, и успешно внедрена в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных организаций городского округа Красногорск.
Школа:
Высокий уровень показателей интровертных характеристик (депрессия, отчуждение от социума).
Нарушение отношений со сверстниками, проблемы пищевого поведения. Эмоциональная незрелость, недостаточная способность к эмпатии, высокая личностная тревожность. Болезненная восприимчивость со стороны взрослых.
Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, по завершении курса
должны иметь четкое представление
- об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития,основах ухода за ним;
- о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности, как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
- о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
- о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, должны знать:
- закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
- важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
- о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
- этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
- особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;
- о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к «трудному»
- поведению детей;
- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, должны уметь:
- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
- рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
- выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
- осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;
- быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
- предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
- преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
- прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
- оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей и приемным родителям;
- заботиться о здоровье ребенка;
- соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
- понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности сексуализированного поведения.
Оказание помощи родителям в адаптации приемного ребенка в семью
- адаптация приемного ребенка в замещающей семье;
- оценка безопасности и условий, созданных для жизни и развития приемного ребенка;
- восстановление социального статуса ребенка в обществе и включение его в новые социальные связи;
- освоение семейного пространства ребенком, нахождение собственного места;
- вхождение ребенка в детскую субсистему: сиблинги, сверстники, родственники, друзья, соседи, неформальные группы;
- формирование отношений привязанности ребенка к замещающим родителям (вторичная привязанность);
- формирование личностной идентичности ребенка.
Качественный и количественный показатель оценивается с помощью сравнения результатов первичного анкетирования и итогового анкетирования в результате психологического тестирования.
- Структурированное интервью.
- Анкета для сбора первичной информации.
- Анкета обратной связи.
- Тест «Этапы развития ребенка».
- Тест «Адаптация приемного ребенка».
- Методика PARI (parental attitude research instrument) Диагностика родительско-детских отношений.
- Тест Многофакторный личностный опросник является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р. Б. Кеттелла.