"Азбука психологии"
Настоящая рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы образовательного учреждения в соответствии с ФГОС для работы с детьми 1-4 классов.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психокоррекция, психологическое просвещение и поддержка учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ОО по основным образовательным областям – социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие, в результате обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса в ОО, что обеспечивает разностороннее развитие учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Подробная информация
дети младшего школьного возраста (1 - 4 класс).
Планируемые результаты достигнуты практически в 100 % объеме. Снизился уровень тревожности, повысились коммуникативные способности, повысилась активность и продуктивность учащихся в учебной и внешкольшой деятельности.
Семья:
Несформированность сюжетной игры.
Неразвитость знаково-символической функции мышления.
Безразличие к школьным успехам.
Отсутствие помощи в учебе.
Школа:
Отсутствие систем развивающего образования.
Малодифференцированный, публичный, нормо-ориентированный характер оценки учебных результатов.
Неспособность педагогов оказать своевременную помощь при учебных затруднениях.
Образовательная программа школы не учитывает возрастные особенности учащихся.
Не налажено взаимодействие школы и семьи.
Неразвитость системы дополнительного образования и внеурочной работы.
Территория:
Низкий образовательный ресурс региона.
После окончания курса «Азбука психологии» учащиеся должны уметь:
1. Самостоятельно выполнять данное учителем задание;
2. Проявлять собственную активность в получение знаний;
3. Уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания.
Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
1. Личностные
1. - внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);
2. - самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я - концепции социальной роли ученика и т.д.);
3. - смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний).
2. Коммуникативные
1. - ориентация на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки зрения;
2. - учет разных мнений и умение обосновать собственное;
3. - умение слушать собеседника;
4. - Потребность в общение со взрослыми и сверстниками
3. Регулятивные
1. - целепологание;
2. - контроль;
3. - коррекция;
4. - оценка;
5. - саморегуляция
4. Познавательные
1. - рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
2. - поиск и выделение необходимой информации;
3. - самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;
4. - анализ объектов с целью выделения признаков;
5. - синтез;
6. - установление причинно-следственных связей.
- познавательно-личностное развитие школьников;
- формирование умения осуществлять различные умственные действия;
- развитие самостоятельности детей, способности к рассуждению, самоконтроля, стремления отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения;
- формирование таких психологические качества и умения, которые помогут школьникам не только усваивать учебный программный материал на предметных уроках, но и осознавать себя членом социума.
Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
Развитие познавательных способностей;
Развитие общеучебных умений и навыков;
Формирование позитивной самооценки, самоуважения;
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
Формирование умения решать творческие задачи.
Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Критериями эффективности программы являются (фиксируются в процессе наблюдения освоения учащимися программы):
- снижение уровня школьной тревожности;
- мотивация на саморазвитие;
- повышение коммуникативной компетентности;
- активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).
Объективными методами измерения эффективности программы служат диагностические опросные методы: методика школьной готовности «Домик», методика изучения школьной мотивации и адаптации учащихся «Ассоциации», методика изучения уровня тревожности «Рисунок семьи», методика изучения уровня самооценки «Лесенка». Положительная динамика сдвигов показателей участников по какой-либо шкале тестов служит подтверждением эффективности программы.