Обухов Алексей Сергеевич
Аспирантура. Московский педагогический государственный университет, специальность 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии (1998-2001).
Докторантура. Московский педагогический государственный университет, специальность 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии (2004-2007).
Курсы повышения квалификации "Как стать наставником проектов. Базовый уровень". 2-20.12.2019. Академия наставников; Кружковое движения НТИ.
Advanced Teachers' Training Cours "Problem oriented project work" (36 h.). 4-8.06.2018. Roskilde University, Denmark.
Курсы профессиональной переподготовки по программе "Психология, педагогика и методика в основной и старшей школе (по ФГОС ООО и СОО)" (282 ч.) 03.03-30.06.2017. ООО "ЦОО Нетология-групп" - Фоксфорд. Квалификация "Педагог".
Курсы профессиональной переподготовки по программе "Психология, педагогика и методика в начальной школе (по ФГОС НОО)" (282 ч.) 03.03-30.06.2017. ООО "ЦОО Нетология-групп" - Фоксфорд. Квалификация "Учитель начальных классов".
КПК «Безопасность жизнедеятельности и оказание первой помощи в образовательных организациях в условиях реализации Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (72 ч.) 25.10 – 10.11.2017, ФИРО
КПК «Научно-правовые основы обеспечения качества деятельности диссертационных советов в современных условиях» (72 ч.) 17.05 – 30.11.2012, МПГУ
КПК «Глобализация: теоретические, политические и социокультурные аспекты» (72 ч.) 14-27.10.2012, ГАУГН
КПК «Управление экспериментальной деятельностью в образовании» (72 ч.), 05.04 – 27.05. 2011, МПГУ
КПК «Разработка электронных учебных курсов и дистанционная поддержка образовательного процесса» (72 ч.), 09.02 – 27.04.2011, МПГУ
КПК «Инновационная деятельность в вузе» (72 ч.), 11.05 – 05.12.2011, МПГУ
КПК «Современные формы организации аспирантуры в вузах Германии и инновационные подходы к составлению рабочих и учебных планов аспирантов» (72 ч.) 20-30.10.2008, Международная академия DAAD (IDA), Берлин, Гейдельберг, Бонн, Кельн, Бохум
КПК «Современные проблемы психологии: теория и практика (Управленческих и воспитательный потенциал организации» (72 ч.), 26.09.2006 – 26.01.2007, АПКиППРО
КПК «Управленческий и воспитательный потенциал организации», (36 ч.), Прага, Чехия
КПК «Терапия последствий травм, жестокого обращения и депривации с Мюррей методом» (36 ч.) 03-07.10.2005, МГППУ
КПК «История и философия науки» (72 ч.), 20-30.06.2005, МПГУ
КПК «Разработка программ деятельности Центров повышения квалификации ППС педагогических вузов» (72 ч.), 30.10-06.11.2003, АПКиППРО
КПК «Метод учебных проектов» (72 ч.), 26.09-30.04.2003, МИОО
Член совета Московского психологического общества
Член Союза журналистов города Москвы
Член Комиссии по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского при Президиуме РАН
Член экспертных комиссий Федерации психологов образования России
Член редколлегии журнала "Проблемы современного образования"
Член академического совета Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ
Член Диссертационного совета по образованию НИУ ВШЭ
С 2001 по 2013 годы – заместитель декана по научной работе факультета педагогики и психологии МПГУ. С 2010 года – профессор МПГУ.
В 2010 организовал и заведовал кафедрой психологии образования факультета педагогики и психологии МПГУ до сентября 2014 года.
В 2014 году организовал и заведовал кафедрой психологической антропологии Института детства МПГУ до февраля 2017 года.
С 2000 по 2011 год – заместитель главного редактор журнала «Развитие личности».
В 2002 году создал и стал главным редактором журнала «Исследовательская работа школьников», реорганизованного с 2009 года в журнал «Исследователь/Researcher».
С 2012 по 2014 – руководитель Научно-образовательного центра «Психологическое сопровождение образования» МПГУ.
В 2017-2018 учебном году - научный руководитель службы сопровождения и тьюторской службы Гимназии ЧОУ "Хорошевская школа" (ХороШкола).
В 2018-2019 учебном году - научный консультант по созданию системы школьного самоуправления в ЧОУ "Летово".
С 2018 года - научный руководитель Исследовательского центра "Точка варения" в парке "Усадьба Трубецких в Хамовниках" на базе Колледжа 26 КАДР.
В 2019 году - методолог проекта "Город открытий" Комитета по туризму города Москвы.
С 2019 года - научный руководитель программы "Топос. Исследовательское краеведение" Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения.
С 1990 по 2013 год работал в Доме научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества педагогом дополнительного образования и методистом. Участвовал в многочисленных проектах и программах по развитию дополнительного образования в Москве и России.
Участвовал в становлении развитии экспериментальной школы «Донская гимназия» (организована в 1991 году, с 2000 по 2013 «Лицей на Донской», с 2014 по 2017 – лицей №1553 имени В.И. Вернадского) – ныне одна из самобытных школ Москвы и России – Школа №1553 имени В.И. Вернадского. С 1995 по 2003 г. работал в должности заместителя директора по социокультурной сфере и экспериментальной деятельности. С 1995 года до настоящего времени – руководитель исследовательской специализации «Социокультурная психология и антропология», научный консультант психологической службы и методист по экспериментальной работе. Активно участвует в развитие лицейского образования в современной России с опорой на лучшие традиции отечественного образования.
Ежегодно организует экспедиционные выезды в различные этнические регионы России (Алтай, Бурятия, Башкирия, Карелия, Русский Север, Северный Кавказ, Хакасия и др.) и за рубеж (Армения, Болгария, Мексика, Молдавия, Турция и др.) с участием лицеистов и студентов. Ряд научно-исследовательских экспедиций провел в рамках международных проектов совместно с коллегами из Института географии РАН и Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН.
С 2001 до 5.10.2017 – член Российского психологического общества, координатор секции «Развитие личности».
С 2001 года - член Московского психологического общества, с 2005 года - член совета МПО.
С 2005 – член Федерации психологов образования России, сопредседатель секций «Психология развития личности», «Психология исследовательского образования». С 2019 - член экспертных комиссий "Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса" и "Психолого-педагогическое образование" Федерации психологов образования России.
Соавтор концепции развития исследовательского подхода в образовании. Осуществлял научно-методическое руководство экспериментальной деятельностью в системе Департамента образования города Москвы по развитию проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Инициатор многих всероссийских и международных программ и проектов по развитию исследовательского подхода в образовании.
По приглашению ректора МПГУ, академика А.Л. Семенова с 2014 по 2017 год вместе с профессором Е.И. Булин-Соколовой и командой единомышленников участвовал в модернизации педагогического образования на основе субъектно-деятельностного подхода. Данный подход подразумевает погружение студентов в непрерывную педагогического практику с рефлексивным анализом своих психолого-педагогических наблюдений, проб и действий, а также выведения студента на субъектную позицию по отношению к своему профессиональному развитию, профессиональным и жизненным выборам.
В качестве профессора кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ – инициатор и соруководитель первой в стране магистерской программы по визуальной антропологии детства (первый выпуск осуществлен в 2018 году).
В качестве доцента Дирекции образовательных программ МГПУ – соавтор первой в стране магистерской программы по STEM-образованию (первый выпуск будет осуществлен в 2019 году).
Со-председатель международной конференции "Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве" http://issl-konf.ru/
Председатель международного симпозиума по развитию одаренности детей и молодежи в образовании "Научное образование/Science education" (2018, Якутия).
Председатель оргкомитета ежегодной Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики и социокультурной антропологии (2005 – 2014), Межвузовской конференции молодых ученых «От детства к взрослости: вариации нормы и особенности развития» (2015-2017).
Координатор конкурсной комиссии Смотра-конкурса проектов образовательных учреждений–участников движения «Москва на пути к культуре мира» (2002 – 2011), член оргкомитета Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся имени Д.И. Менделеева и Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок», член Координационного совета при Правительстве Москвы по поддержке работы с одаренными детьми в городе Москве (2010–2011).
Научный руководитель Международной исследовательской школы http://irschool.org/
Научный консультант регионального отделения MISET-Vostok Международной организации по поддержке научно-технического творчества молодежи MILSET https://milset.org/milset/web/milset-vostok
Научный руководитель Исследовательского центра "Точка варения" в парке "Усадьбы Трубецких в Хамовниках" Колледжа 26 КАДР http://точка-варения.рф/
Руководитель исследовательской специализации "Социокультурная психология и антропология" Школы №1553 имени В.И. Вернадского. https://1553.ru/
Член Оргкомитета, руководитель научной программы, руководитель секции "Человек в современном мире" и конкурса идей междисциплинарных исследований Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского http://vernadsky.info/
Член Оркомитета Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся "Тропой открытий В.И. Вернадского" http://vernadsky.info/
Председатель Большого жюри Всероссийского конкурса исследовательской работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я-исследователь" https://ctrigo.ru/npk/1//110
Научный руководитель федеральной программы "Топос. Исследовательское краеведение" Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения https://xn--d1aacmfe4auif8a1e.xn--p1ai/multi-page/1579012135377-laboratoriya-topos-kraevedenie
Научный руководитель лаборатории исследовательской и проектной деятельности Дирекции общего образования НИУ ВШЭ https://www.hse.ru/secondary/laboratoriya
Методолог проекта "Москва - город открытий" Комитета по туризму города Москва http://cityofdiscoveries.moscow/
Член Рабочей группы по обсуждению вопросов развития научно-практического образования, межрегиональных и международных проектов Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федераций Федерального Собрания Российской Федерации.
Член экспертной группы по разработке контента Детского двора Политехнического музея.
Основные публикации: https://www.hse.ru/org/persons/209812419#sci
Главный редактор журнала "Исследователь/Researcher" http://issledovatel-researcher.ru/
Методические сборники по исследовательскому обучению: http://issledovatel-researcher.ru/#rec143006239
Сборники международной конференции "Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве": http://issl-konf.ru/sborniki
Экспедиции в отдаленные селения с относительно сохранными традиционными культурами (моноэтническими и биэтническими): Алтай (Улаганский р-н, теленгиты – 2003, 2019; Кош-Агачский р-н, южные алтайцы и казахи – 2008); Алтайский край (русские старообрядцы – 2004); Башкирия (башкиры – 2007, 2012, 2017); Бурятия (Тункинский р-н, буряты – 2001; Курумканский р-н, буряты и эвенки – 2005, Окинский район , буряты и сойоты – 2010; Закаменский район, буряты и хамниганы – 2015); Кабардино-Балкария (балкарцы – 2006); Вологодская область (Бабаевский р-н, Пяжозеро, вепсы – 2011); Русский Север и Поморье (русские – 1995–2002, 2004, 2014, 2016, 2018); Северная Осетия (дигорцы – 2006, 2007); Хакасия (хакасы – 2013).
Регионые России, в которые проводились образовательные и исследовательские выезды: Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Алтай, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Карачаево-Черкесия, Чеченская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Ставропольский край, Архангельская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатский край, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Ленинградская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Оренбургская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Челябинская область, Забайкальский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Якутия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ярославская область.
Зарубежные выезды и экспедиции
Исследовательские экспедиции за рубеж: Мексика (2009, 2011, 2012, 2016, 2018); Молдавия (2006); Иран (2016, 2017).
Образовательные путешествия и поездки по историко-культурной и социальной проблематике: Абхазия (3); Армения (6); Беларусь (2); Болгария; Ватикан; Великобритания (4); Германия (5); Греция (3); Дания; Португалия; Грузия (2); Канада; Израиль и Палестинские территории (2); Испания (4); Италия (10); Казахстан (5); Кипр (3); Латвия; Литва; Македония (2); Сербия; Словакия (2); США; Турция (4); Узбекистан (2); Украина (около 15 + Крым в составе Украины – более 20); Франция (4); Хорватия (2); Черногория; Чехия (2); Эстония.
Канал на Ютубе https://www.youtube.com/channel/UCbPL7SNjrUsYFcPOSbff4Lg/playlists