Программа психолого-педагогического сопровождения семей детей с РАС в условиях Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Программа направлена на сопровождение семей, воспитывающих детей с РАС, и взаимодействие со специалистами образовательных организаций по вопросам организации комплексного сопровождения детей с РАС и их семей.
Подробная информация
апробации программы стало: наличие эффекта коррекционно-развивающей работы с детьми через повышение
функциональности его родителей. У 100% детей, находившихся на сопровождении в Центре, фиксируется положительная динамика развития
Семья:
- недостаточный уровень знаний родителей об особенностях развития, социальной адаптации детей с РАС, психологических приемах коррекции их взаимоотношений с детьми;
- социальная изоляция семей с РАС;
- отсутствие системы психолого-педагогического сопровождения семей детей с РАС;
- отсутствие преемственности этапов образования, развития, социальной адаптации детей с РАС (начиная с раннего возраста).
- Наличие эффекта реабилитационных мероприятий ребенка через повышение функциональности его родителей.
- Улучшение качества жизни детей с РАС через изыскание внутренних семейных ресурсов и включение собственного адаптивного семейного потенциала.
- Укрепление психического здоровья детей и родителей, повышение степени их адаптированности в обществе.
- Улучшение психологического микроклимата в семьях.
- Преодоление факторов социальной изоляции семьи и ребенка с РАС.
- Желание родителей работать над улучшением существующей ситуации относительно собственного ребенка, своей семьи и реализации себя как личности.
- Расширение знаний и умений родителей:
знание о сильных и слабых сторонах своего ребенка и о задачах для работы в семье на ближайшее время;
знание об имеющихся формах помощи для семьи и ребенка, организациях, помогающих восстановить социальный статус семьи и оказать лечебную и психолого-педагогическую и коррекционную помощь ребёнку с аутизмом и РАС;
представление об оптимальных методах работы с собственным ребенком;
овладение специальными приемами работ, самостоятельное их использование при общении и занятиях с ребенком;
умение ставить достижимые цели и радоваться даже небольшим успехам ребенка.
Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), членам семей детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра (РАС) и информационно-методическое обеспечение деятельности педагогов, работающих с детьми с РАС и их семьями.
- Предоставлять родителям адекватную профессиональную информацию о психических нарушениях детей с РАС, их проявлениях, диагностике и лечении.
- Давать знания родителям об особенностях развития детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра.
- Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям, воспитывающим детей с РАС.
- Способствовать организации общения и обмену опытом в воспитании детей между родителями, воспитывающих детей с РАС.
- Обучать родителей психологическим приемам коррекции взаимоотношений с детьми, а также собственного эмоционально-психологического состояния.
- Оказывать информационно-методическую помощь педагогам, работающим с детьми с РАС и их семьями.
В практике работы используются различные способы и методы мониторинга реализации Программы сопровождения семей детей с РАС: анализ данных, анкетирование, наблюдение, опрос, специальные диагностические методики.
Психолого-педагогическое сопровождение семей детей с РАС считается эффективным при условии наличия положительной динамики в достижении результатов реализации Программы - не менее 85% по каждому показателю:
- Улучшение качества жизни детей через изыскание внутренних семейных ресурсов
- Укрепление психического здоровья детей и родителей, повышение степени их
- адаптивности в обществе
- Улучшение психологического микроклимата в семьях
- Преодоление факторов социальной изоляции семьи и ребенка-инвалида
- Стремление родителей работать над улучшением существующей ситуации относительно собственного ребенка, своей семьи и реализации себя как личности
- Расширение знаний и умений родителей.
учитель-дефектолог, методист).
2. Семьи, воспитывающие детей с РАС (родители, законные представители, другие
члены семьи).
3. Педагоги образовательных организаций, работающие с детьми, имеющими РАС.
Члены психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных организаций.