Общеобразовательная (просветительская) программа (технология) развития самосознания матери «Я – мама»

Субъект РФ
Свердловская область
Номинация
Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы
Авторский коллектив
Григорян Елена Николаевна
Год проведения конкурса
2022
Статус лауреата конкурса
лауреат
Наградные документы
Вложение Размер
Благодарность участнику_4.pdf 187.88 КБ
Гриф_8.pdf 311.51 КБ
Диплом лауреата_4.pdf 163.61 КБ
Аннотация

Современная система образования столкнулась с проблемой низкой степени ответственности родителей за воспитание, образование и здоровье детей. Поэтому необходимы шаги, направленные на развитие у современных мам общих родительских компетенций и культуры родительства.

Важнейшим явлением современного этапа развития системы образования в России является повышение роли родителей в организации воспитания и обучения. Это выражено в новом уровне значения семейного воспитания, активизации работы по формированию и развитию не только родительской позиции и компетентности, но и личности и самосознания в целом, а так же активном вовлечении родителей в воспитательную и образовательную деятельность дошкольников, что нашло отражение как в законодательных актах (статья 44 ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО (от 17 октября 2013 г. № 1155), Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года), так и в научных исследованиях и практических разработках.

Практически каждая женщина становится матерью, но качество взаимодействия с ребенком и особенности его воспитания во многом зависят от осознания и принятия роли матери. Рождение первенца, как правило, связано с немалыми трудностями. Это обусловлено двумя основными моментами: во-первых, молодые матери, ухаживая за ребенком, ощущают неуверенность и беспомощность; во-вторых, они обнаруживают некоторую нерешительность, принимая на себя новые обязанности и воспринимая перемены, связанные с исполнением роли матери. От того, каким образом феномен материнства найдет отражение в самосознании женщины, во многом зависит принятие или отчуждение роли матери.

Изучение материнства как психологического феномена началось в отечественной психологии сравнительно недавно. Появляются исследования, посвященные изучению материнства как самостоятельного феномена: материнство рассматривалось как условие для развития ребенка и как совокупность личностных качеств женщины. В настоящее время значительное развитие получают концепции, рассматривающие материнство как особую стадию идентификации, адаптации, развития самосознания женщины.

Дефицит практических технологий работы с матерями, направленных на развитие самосознания матери связан, с одной стороны, с тем, что работа в данном направлении началась сравнительно недавно. С другой стороны, психологическое сопровождение материнства, большинство авторов, рассматривают как некий процесс обучения родительству, навыкам коммуникации с ребенком, формирование воспитательной стратегии. Однако без развития личности и самосознания матери обучение указанным навыкам и их практическое применение в процессе взаимодействия с ребенком является весьма проблематичным.

Программа «Я-мама» решает противоречие между практической необходимостью в психологическом сопровождении материнства: развитии самосознания матери и, как следствие, гармонизации материнской сферы, с одной стороны, и неразработанностью психолого-педагогических технологий развития самосознания матери, с другой.