В Точке кипения ФГБОУ ВО МГППУ 1 ноября 2022 года прошло экспертное обсуждение руководства («коробочного решения») по созданию в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ, дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан

Руководство подготовлено авторским коллективом под руководством В.В. Рубцова, президента Федерации психологов образования России.

Организатор семинара – Федерация психологов образования России при поддержке Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». На экспертном обсуждении в гибридном формате присутствовали руководители образовательных организаций, педагоги, классные руководители, специалисты психологических служб школ, представители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, представители организаций высшего и дополнительного профессионального образования, представители родительских ассоциаций.

Эксперты в сфере образования обсудили раздел руководства, посвященный созданию в школе дружелюбной среды для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В ходе обсуждения были затронуты различные направления, в том числе – меры работы по адаптации руководства в условиях образовательной организации. Как отметил Хорошилов Алексей Александрович, директор МАОУ школа информационных технологий №26 г. Липецка: «Руководство имеет практическую направленность и вполне реализуемо в общеобразовательной организации. И самое важное, что в данных рекомендациях представлены роли участников образовательных отношений: администрации, педагогов, педагогов-психологов и родителей. Ведь именно командная работа позволит эффективно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с СДВГ. Что касаемо внедрения руководства, то несомненно требуется предварительная работа с педагогами по повышению психологических компетенций в работе с детьми с СДВГ. Здесь неоценимую помощь могут оказать специалисты психологической службы образовательной организации и ППМС центров». Хорошилов А.А., также отметил необходимость выделения адаптационного периода с целью содержательного понимания рассматриваемого руководства.

Светлана Юрьевна Абрамова, директор МБОУ «Центр образования №2 имени Короленко В.Г. с углубленным изучением иностранного языка» отметила в своем выступлении уделила внимание особенностям реализации «коробочного решения» в условиях массовой школы: «Самое важное в создании дружелюбной среды для детей с СДВГ – это принятие ситуации педагогами, ведь в каждом классе и группе есть такой ребенок. А только потом уже работать над содержательной частью руководства. В целях эффективности реализации руководства, педагогам необходимо проходить курсы по программам дополнительного профессионального образования и оказывать методическую поддержку. Нужна системная работа со всеми сотрудниками образовательной организации и находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Только совместная работа в системе: «педагог-родитель-ребенок» поможет достичь результата. Здесь важно сделать родителя помощником и как раз шаги содержательно прописаны в рассматриваемом руководстве».

Также Абрамова С.Ю. указала на то, что апробация руководства требует определенных действий и понимания в его реализации в условиях конкретной образовательной организации.

Предложения и рекомендации, высказанные экспертами в рамках семинара, будут учтены авторским коллективом при доработке текста руководства и методического навигатора.


Хайрова Зульфия Рафиковна, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Российский университет дружбы народов», и.о. начальника отдела научно-методического обеспечения Федерального координационного центра развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации