Появился доступный для коллективов школ готовый инструмент по созданию дружелюбной образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями  - коробочное решение

Согласно статистическим данным, число детей с СДВГ в общеобразовательных организациях составляет 5-10%, с дислексией и дисграфией – 7-15%, неуклонно растет количество детей мигрантов, обучающихся в российских школах.

Учителя, специалисты, руководители образовательных организаций, родители, сталкиваясь с проблемами адаптации, трудностями в обучении таких детей, говорят о необходимости создания практических и доступных технологий работы с данными целевыми группами обучающихся.

1 ноября 2022 года Федерация психологов образования России совместно с Московским государственным психолого-педагогического университетом при поддержке Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» провели вторую сессию в рамках апробации руководства («коробочного решения») по созданию в школе дружелюбной среды для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан.

Эксперты обсудили практическую направленность и возможности применения руководства в условиях образовательной организации.

В дискуссии приняли участие более 250 экспертов – представителей школ, вузов, институтов развития образования, организаций социальной сферы из 55 регионов Российской Федерации.

Наталья Евсеева, методист отдела психологического сопровождения развития детей и профессиональной ориентации ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт развития образования» рассказала о том, что в рамках проведения программы повышения квалификации по психолого-педагогическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями от педагогов региона был получен запрос на алгоритмизацию конкретных методик, практик по работе с детьми, испытывающими трудности в обучении и социальной адаптации, в связи с ограниченностью временных ресурсов.

«Часто педагог, психолог находится в ситуации, когда нужно действовать «здесь и сейчас», и нужны разработки, позволяющие сориентироваться в конкретной проблеме: что делать в одном случае, а что – в другом. Руководство отвечает на этот запрос. Очень ценны кейсы, практические технологии и приемы, которые помогут сотрудникам школы предпринять конкретные действия в определенной ситуации», - констатировала эксперт.

Как отметили участники обсуждения, ответом на запрос специалистов также служат методические навигаторы к руководству, позволяющие быстро сориентироваться в содержании его разделов.

Светлана Гани, ведущий аналитик Федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников на базе МГППУ, кандидат психологических наук, обозначила практическую значимость методических навигаторов, поскольку, помимо ссылок на разделы руководства, в них включены ссылки на готовые коробочные решения (технологии и программы) по работе с детьми целевых групп, прошедшие профессиональную экспертизу и апробацию в образовательных организациях. «Такое содержательное наполнение помогает учителю, психологу, администратору, родителю быстро сориентироваться в вопросах обучения и сопровождения детей целевых групп и найти оптимальные способы решения возникающих проблем», - заметила эксперт.

Алексей Хорошилов, директор МАОУ «Школа информационных технологий №26» г. Липецк и Светлана Абрамова, директор МБОУ «Центр образования №2 имени Короленко В.Г. с углубленным изучением иностранного языка» г. Ногинск, принимавшие участие в обсуждении возможностей практического применения руководства в образовательных организациях, обратили внимание на четко прописанные роли каждого из участников образовательного процесса в создании дружелюбной образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями. По мнению руководителей, решение проблемы социальной адаптации, преодоления учебных трудностей таких детей не должно ложиться только на плечи педагога и педагога-психолога. Только совместная, командная работа администрации, учителя, психолога, родителя, представленная в руководстве, может обеспечить создание дружелюбной образовательной среды для детей целевых групп.

Оксана Драганова, директор государственного областного бюджетного учреждения «Центр «СемьЯ», председатель регионального отделения Федерации психологов образования России в Липецкой области, главный внештатный педагог-психолог Липецкой области, кандидат психологических наук, охарактеризовала представленное для апробации руководство как доступный для педагогов, психологов и администрации школ готовый инструмент для работы с детьми с СДВГ, дисграфией/дислексией, детей иностранных граждан – коробочное решение, включающее ресурсы межведомственного и внутриведомственного взаимодействия, а также родительский ресурс.

Эксперты отметили, что, когда у педагогов, психологов появляется возможность применить на практике в конкретной ситуации алгоритмически прописанные рекомендации, методики, дающие результат, повышается заинтересованность специалистов в более глубоком изучении теоретических аспектов проблемы, в использовании новых технологий и программ при работе с детьми с особыми образовательными потребностями, что, безусловно, способствует формированию атмосферы дружелюбия в школе и психологическому благополучию детей.

«Применение педагогами описанных технологий, методов, готовых программ и использование рекомендаций родителями позволит замотивировать детей с особенностями развития, увлечь их занятиями, к которым есть склонность, социализировать через интересную деятельность в общении со сверстниками; а у окружающих их обучающихся сформировать дружелюбное отношение и готовность помочь тем, кто имеет особенности в развитии», - резюмировала Оксана Драганова.


Статью подготовила Гани Светлана Вячеславовна, ведущий аналитик Федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников на базе МГППУ