Развивающая психолого-педагогическая программа «Этот удивительный мир»
Макарова Наталья Ильинична,
Власова Лара Владимировна,
Никандрова Ольга Владимировна,
Терентьева Ирина Валерьевна
Электронная почта surin2002@mail.ru
Телефон рабочий 8(498)568-56-11
Телефон мобильный 8(903)717-23-34
Адрес 143401, Московская область, г. Красногорск,
ул. Большая Комсомольская д.13Б
Настоящая развивающая психолого-педагогическая коррекционно-развивающая программа «Этот удивительный мир» разработана и апробирована на базе школьного и коррекционного отделений МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» и предназначена для использования педагогами – психологами, учителями-дефектологами и учителями-логопедами образовательных учреждений, специалистами ППМС центров для организации коррекционно-развивающей работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность с обучающимися и воспитанниками с задержками психического и речевого развития, нарушениями интеллекта, детским церебральным параличом и расстройствами аутистического спектра и др. типами дизонтогенеза, у которых не сформированы представления о себе и окружающем мире, имеются трудности в установлении эффективных коммуникативных взаимоотношений. Тематический подход позволяет оптимально организовать образовательный процесс для детей с ОВЗ. Как показал опыт реализации программы, материал принимается всеми детьми, помогает сконцентрировать их внимание, создает насыщенную положительными эмоциями атмосферу, что облегчает проведение групповой работы с детьми и решение как педагогических, так и развивающих задач.
Подробная информация
мир» рассмотрена и одобрена для использования в учебно-воспитательном и
коррекционно-развивающем процессе МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» на заседании коррекционного совета центра (протокол №01 от
27.08.2018г.).
В реализации развивающей психолого-педагогической программы «Этот
удивительный мир» с 01.09.2018г. по настоящее время приняли участие 88
обучающихся с ЗПРР, нарушениями интеллекта, ДЦП и РАС, обучающиеся в
школьном отделении МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»», а также 39
несовершеннолетних, проходящих амбулаторное коррекционно-развивающее
обучение в условиях коррекционного отделения МБОУ «Образовательный
центр «Созвездие»». Общее количество участников -127чел.
Программа доказала свою эффективность и неоднократно получала положительные отзывы родителей обучающихся, принимавших участие в ее реализации, и успешно внедрена в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных организаций городского округа Красногорск.
У детей с ограниченными возможностями здоровья преобладает дефицит
знаний о предметах и явлениях окружающего мира, отмечается слабая речевая
регуляция, ограниченность словарного запаса, восприятие окружающего мира
происходит неравномерно. Именно поэтому ознакомление с окружающим миром является одним из важнейших направлений коррекционной работы учителя
с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
В ходе реализации программы предполагается наблюдение положительной
динамики, а в частности:
развитие высших психических функций обучающихся: различных видов памяти, внимания, мышления;
формирование приемов и способов коммуникативной, познавательной,
универсальной учебной деятельности;
развитие целостного восприятия окружающего мира;
обогащение представления об окружающем мире;
развитие творческих способностей и воображения, способность индивидуального самовыражения учащегося.
Результаты работы предполагают их использование психологами, педагогами, социальными педагогами для оказания помощи, поддержки обучающимся. Создания комфортных условий для развития эмоционального интеллекта, как дома, так и в образовательном учреждении.
Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы личности ребенка и коммуникативных навыков, представлений о предметах и явлениях природы через познание окружающего мира на основе использования системы специальных игр и психологических упражнений с учетом индивидуальных особенностей детей
развитие познавательной сферы у обучающихся и воспитанников: различных видов памяти, внимания, мышления;
обучение детей приемам и способам коммуникативной, познавательной, универсальной учебной деятельности;
развитие целостного восприятия окружающего мира;
обогащение представлений об окружающем мире на основе систематических наблюдений за явлениями природы;
развитие творческих способностей и воображение
Качественная и количественная оценка достижений реализации программы проводилась на основе организации психолого-педагогического исследования актуального уровня психического развития ребенка.
Мониторинг проводится дважды в виде первичной и итоговой диагностики
Результаты первичного мониторинга могут служить основанием для рекомендации участия в данной программе детям. Участие в этой программе добровольное и не должно ограничиваться только детьми, у которых диагностика выявила сложности в развитии высших психических функций и освоении универсальных учебных действий. Для определения познавательной активности,
уровня сформированности учебно-познавательного интереса учащихся были
использованы зарекомендовавшие себя методики:
Диагностика развития мышления у школьников (А.З. Зак);
Тест «Опосредованное запоминание» (предложен Л.С. Выготским, А.Р.
Лурия, разработан А.Н. Леонтьевым) предназначен для определения особенностей опосредствованного запоминания, мышления;
Ориентировочный тест школьной зрелости Я. Йерасека использовался
для определения понятий, выяснения причин, выявления сходства и различий в объектах;
Опрос «Исследования словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф, Замбацявичене)
деятельности педагогами-психологами, учителями-дефектологами, учителямилогопедами образовательных учреждений, специалистами ППМС центров,
имеющих необходимое профессиональное образование для работы с детьми.
Занятия реализуются в виде учебных занятий и игровых видов работы. Программные материалы могут быть также полезны для педагогических работников, работающих в образовательных учреждениях, в которых реализуются технологии инклюзивного образования, для подготовки к проведению тематических родительских собраний, классных часов, оформления информационных
стендов в рамках информирования учащихся.