«Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая программа «Движение вверх»»
Настоящая психолого-педагогическая коррекционно-развивающая программа предназначена для использования педагогами – психологами образовательных учреждений, специалистами центров ППМСП помощи для организации коррекционно-развивающей работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность с обучающимися, воспитанниками, испытывающими трудности в обучении и развитии (в том числе, детьми с ограниченными возможностями здоровья); направленная на преодоление проблем и компенсацию недостатков, адаптацию в образовательной среде и др. Программа может реализоваться в групповой и/или индивидуальной формах.
Подробная информация
Обучающиеся по общеобразовательной программе начального общего образования (в том числе, адаптированной для детей с ОВЗ) при отклоняющемся развитии (парциальная несформированность ВПФ, тотальное недоразвитие, «мягкие» варианты искаженного развития, дисгармоничное развитие), имеющие трудности в обучении, связанные с недостаточной сформированностью пространственных и пространственно-временных представлений.
Абсолютными противопоказаниями является наличие у ребенка эпилепсии, эписиндрома различной степени выраженности, сниженного порога судорожной готовности.
Использование данной программы для работы с детьми с вариантами искаженного развития (ранний детский аутизм, детский аутизм, синдром Аспергера, наличие психиатрического диагноза) малоэффективно, а в ряде случаев может привести и к ухудшению состояния ребенка (может спровоцировать новую сферу
сверхценных увлечений и интересов).
Семья: Неготовность родителей принять выявленные в ходе обследования дефициты своего ребенка (несогласие с диагнозом и кругом выявленных проблем).
Школа: Недостаточность ресурсов, обеспечивающих специальные образовательные условия. Территория: Отсутствие специалистов коррекционного профиля с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка с ОВЗ.
По итогам реализации программы отмечается положительная динамика формирования пространственных и пространственно-временных представлений с учетом актуального развития ребенка и зоны ближайшего развития.
Дети могут:
Без затруднений выполнять определенные движения в соответствии с инструкцией взрослого; определять местонахождение предмета в пространстве; уметь обозначать на вербальном уровне расположение своего тела и предметов в пространстве; понимать и использовать сложные речевые
конструкции; ориентироваться в пространстве листа, выполняя задания; уменьшить число ошибок при письме, чтении, решении математических задач.
Формирование пространственных представлений в соответствии с возможностями детей с ОВЗ.
Основные
- Формировать представления о собственном теле, по вертикальной оси;
- Формировать пространственные представления о взаиморасположении объектов по отношению к телу с точки зрения «вертикальной организации» пространства тела;
- Формировать представления о собственном теле по горизонтальной оси.
- Формировать представления об объектах, расположенных по отношению к телу, и взаимоотношения объектов с точки зрения «горизонтальной организации» пространства.
- Совершенствовать схемы тела с упором на «право –левую» ориентировку, относительно вертикальной оси ребенка.
- Формировать ориентацию и анализ взаиморасположения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности» по отношению к собственному телу.
Сопутствующие
- Развивать зрительное восприятие, слухоречевую память, произвольное внимание мыслительные процессы
Результатом усвоения I этапа программы является наличие умения: показать и назвать части тела, лица; употреблять предлоги «выше – ниже», «над – под», «между» в речи относительно частей своего тела. Согласно результатам диагностики пространственных представлений (на основе альбома Н.Я.Семаго, М.М. Семаго) – это соответствует 78 баллам (максимальное значение);
результатом усвоения II этапа программы является наличие умения: показать и назвать местонахождения объектов по отношению к себе, своему телу и взаимоотношений объектов пространстве по горизонтальной оси; употреблять понятия «выше – ниже», «над – под», «между», «ближе – дальше», «перед», «за» в речи относительно частей своего тела и объектов. Согласно результатам диагностики пространственных представлений (на основе альбома Н.Я.Семаго, М.М. Семаго) – это соответствует 88 баллам (максимальное значение);
результатом усвоения III этапа программы является наличие умения: показать и назвать местонахождения объектов по отношению к себе, своему телу и взаимоотношений объектов пространстве по горизонтальной оси; употреблять понятия «лево – право», «слева – справа», «сзади», в речи относительно частей своего тела и объектов. Согласно результатам диагностики пространственных представлений (на основе альбома Н.Я.Семаго, М.М. Семаго) – это соответствует 72 баллам (максимальное значение). Нормативно усвоение данных знаний доступно для детей 6-7 лет;
результатом усвоения IV этапа программы является наличие умения: ориентироваться в последовательностях (предметная, числовая), понимать и использовать понятия «больше – меньше», «до – после», понимать и владеть временными понятиями, связанными с последовательностью событий, смены дней недели, месяцев, времен года («раньше - позже», «перед – после», «позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра»), иметь представление по ориентировки на циферблате стрелочных часов. Согласно результатам диагностики пространственных представлений (на основе альбома Н.Я.Семаго, М.М. Семаго) – это соответствует 149 баллам (максимальное значение). Нормативно усвоение данных знаний доступно для детей 7-8 лет.