Руководство по созданию в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ, дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан окажет методическую помощь в определении технологий адресной психологической помощи обучающи

Второй экспертный семинар, посвященный апробации руководства («коробочного решения») по созданию в школе дружелюбной среды для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан состоялся в Точке кипения МГППУ 1 ноября 2022 г. В ходе встречи рассматривались особенности и технологии организации дружелюбной образовательной среды для детей с СДВГ. Один из вопросов, рассмотренных экспертами, был посвящен разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с СДВГ.

Представленный Виктором Кирилловичем Зарецким (к. психол. н., профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология» ФГБОУ ВО МГППУ) рефлексивно-деятельностный подход предполагает рассматривать возникающие у обучающихся ошибки и затруднения как потенциальной ресурс развития. Если ребенок в ходе выполнения задания при возникновении трудностей получит адекватную помощь от взрослого, то его способы действия изменятся, а рефлексия этого опыта будет способствовать развитию. Татьяна Петровна Непомнящая (председатель регионального отделения Федерации психологов образования России в Ивановской области) также отметила, что непринятие ребенка с СДВГ педагогом вызвано чувством страха и беспомощности. Применение в практической деятельности педагога рефлексивно-деятельностного подхода помогает использовать технологии работы с детьми с СДВГ, вписывающиеся в организацию общеобразовательного процесса. Однако, чтобы педагог почувствовал, что его деятельность успешна, а ситуация непринятия снята, необходимо отказаться от общих схем, выстраивать в рамках указанного подхода индивидуальную работу с каждым ребенком на основе анализа трудностей, которые у него возникают.

Также авторским коллективом Руководства был разработан Конструктор индивидуального образовательного маршрута обучающегося, нуждающегося в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости. Его апробация была проведена на базе Лицея №109 г. Екатеринбурга при поддержке ППМС-центра «Лада» (г. Полевской) под руководством директора И.В. Пестовой. Потребность в создании такого инструмента потребовалась после объединения лицея с углубленным изучением предметов информационно-технологического цикла и общеобразовательной школы, в которой были организованы классы коррекции для обучающихся с ОВЗ, СДВГ и трудностями в обучении.

Татьяна Николаевна Удина (директор Центра «Содружество») также высоко оценила предложенный Конструктор и отметила, что для повышения эффективности его применения необходимо дополнительно разрабатывать программы совершенствования коммуникативной компетенции педагогов, профилактики состояния профессионального выгорания, развития профессиональных деструкций.

Руководство подготовлено при поддержке Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».


Статью подготовила Никифорова Екатерина Александровна, Ведущий аналитик отдела научно-методического обеспечения Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО МГППУ